Прямая речь (продолжение) - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Прямая речь (продолжение) - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: закрепить умения выделять прямую речь и слова автора, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, составлять схемы предложений; дать первоначальное представление о косвенной речи; развивать умение заменять прямую речь косвенной и наоборот.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Оценка и коррекция. Познавательные УУД. Распознавание, анализ и преобразование объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.

Ход урока

I. Пунктуационная разминка.

Проводится по материалам домашнего задания. Ученики по очереди читают подобранные дома предложения, остальные пишут графический диктант. У доски работает учащийся — до ошибки (до двух ошибок). Затем его меняет следующий.

II. Тренировочные упражнения. Работа по речевому этикету.

1. Упр. 248. Под руководством учителя делается синтаксический разбор первого предложения: “Предложение повествовательное, невосклицательное, с прямой речью. А: “П”. В прямой речи есть обращение”. Учитель предлагает использовать в предложениях, где это уместно, “вежливые слова”.

2. Учащиеся выписывают из упр. 250 перечисленные там “вежливые слова”, заносят их в словари, читают сведения о слове пожалуйста, составляют с ним и записывают два предложения по схемам: “П!” — а. А: “П?”, используют в этих предложениях обращения.

III. Понятие о предложениях с косвенной речью.

1. Учитель сообщает учащимся, что чужие слова (мысли) можно передать и другим способом, с помощью косвенной речи. Предложение с косвенной речью — это сложное предложение, в нём отсутствует голос говорящего, а есть только авторский голос, который передаёт содержание сказанного другим лицом. На первом месте в таком предложении всегда стоят слова автора, а на втором — пересказ прямой речи.

Для знакомства с косвенной речью и способами перестройки предложений учащиеся анализируют таблицу.

Предложение с прямой речью

Сложное предложение (с косвенной речью)

Друзья сказали мне: “На днях будет баскетбольный матч с соседней школой”.

Друзья сказали мне, что на днях будет баскетбольный матч с соседней школой.

“Вы будете в ней участвовать?” — спросил я.

Петя поинтересовался: “Кто может прийти посмотреть эту игру?”

Я спросил, будут ли они в ней участвовать.

Петя поинтересовался, кто может прийти посмотреть эту игру.

Тренер нашей команды предупредил: “Ребята! Не забудьте пригласить своих родителей”.

Тренер нашей команды предупредил ребят, чтобы они не забыли пригласить своих родителей.

Учитель отмечает, что при перестройке предложения необходимо обращать внимание на порядок слов, на местоимения, на то, что обращение становится дополнением в первом предложении. Если предложение по цели высказывания повествовательное, то для связи чаще всего используется союз что; если вопросительное — либо вопросительное слово, либо частица ли; если побудительное — союз чтобы.

2. Тренировочное упражнение на переделку предложений сопровождается составлением схем.

1. “Сколько времени будет длиться концерт?” — спросила внучка у бабушки. 2. Бабушка ответила, что обычно концерт длится около трёх часов. 3. Антошка громко закричал: “Папа! Скорее возвращайся домой!” 4. Папа ответил Антошке, чтобы он не волновался, потому что рейс продлится всего два дня. 5. Старик сердито посмотрел на Витю, отвернулся и прошептал в сторону: “Нужен мне такой помощник!” 6. Валентина ласково утешала меня и говорила, что отец скоро вернётся, что его вызвали из-за аварии на стройке.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Самостоятельная работа с упр. 249. Перед ней учитель обсуждает с учащимися, почему в сказках используется заглавная буква при наименовании животных — действующих лиц (данная ситуация сравнивается с баснями, отрывки из которых встречались в упр. 246).

Дополнительное задание: любое предложение перестроить в предложение с косвенной речью.

V. Подведение итогов урока.

Самопроверка выполненной работы.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.






Для любых предложений по сайту: [email protected]