Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Прямая речь (продолжение) - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: закрепить умения выделять прямую речь и слова автора, правильно расставлять знаки препинания при прямой речи, составлять схемы предложений; дать первоначальное представление о косвенной речи; развивать умение заменять прямую речь косвенной и наоборот.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Саморегуляция. Оценка и коррекция. Познавательные УУД. Распознавание, анализ и преобразование объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и с учителем.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка.
Проводится по материалам домашнего задания. Ученики по очереди читают подобранные дома предложения, остальные пишут графический диктант. У доски работает учащийся — до ошибки (до двух ошибок). Затем его меняет следующий.
II. Тренировочные упражнения. Работа по речевому этикету.
1. Упр. 248. Под руководством учителя делается синтаксический разбор первого предложения: “Предложение повествовательное, невосклицательное, с прямой речью. А: “П”. В прямой речи есть обращение”. Учитель предлагает использовать в предложениях, где это уместно, “вежливые слова”.
2. Учащиеся выписывают из упр. 250 перечисленные там “вежливые слова”, заносят их в словари, читают сведения о слове пожалуйста, составляют с ним и записывают два предложения по схемам: “П!” — а. А: “П?”, используют в этих предложениях обращения.
III. Понятие о предложениях с косвенной речью.
1. Учитель сообщает учащимся, что чужие слова (мысли) можно передать и другим способом, с помощью косвенной речи. Предложение с косвенной речью — это сложное предложение, в нём отсутствует голос говорящего, а есть только авторский голос, который передаёт содержание сказанного другим лицом. На первом месте в таком предложении всегда стоят слова автора, а на втором — пересказ прямой речи.
Для знакомства с косвенной речью и способами перестройки предложений учащиеся анализируют таблицу.
Предложение с прямой речью |
Сложное предложение (с косвенной речью) |
Друзья сказали мне: “На днях будет баскетбольный матч с соседней школой”. |
Друзья сказали мне, что на днях будет баскетбольный матч с соседней школой. |
“Вы будете в ней участвовать?” — спросил я. Петя поинтересовался: “Кто может прийти посмотреть эту игру?” |
Я спросил, будут ли они в ней участвовать. Петя поинтересовался, кто может прийти посмотреть эту игру. |
Тренер нашей команды предупредил: “Ребята! Не забудьте пригласить своих родителей”. |
Тренер нашей команды предупредил ребят, чтобы они не забыли пригласить своих родителей. |
Учитель отмечает, что при перестройке предложения необходимо обращать внимание на порядок слов, на местоимения, на то, что обращение становится дополнением в первом предложении. Если предложение по цели высказывания повествовательное, то для связи чаще всего используется союз что; если вопросительное — либо вопросительное слово, либо частица ли; если побудительное — союз чтобы.
2. Тренировочное упражнение на переделку предложений сопровождается составлением схем.
1. “Сколько времени будет длиться концерт?” — спросила внучка у бабушки. 2. Бабушка ответила, что обычно концерт длится около трёх часов. 3. Антошка громко закричал: “Папа! Скорее возвращайся домой!” 4. Папа ответил Антошке, чтобы он не волновался, потому что рейс продлится всего два дня. 5. Старик сердито посмотрел на Витю, отвернулся и прошептал в сторону: “Нужен мне такой помощник!” 6. Валентина ласково утешала меня и говорила, что отец скоро вернётся, что его вызвали из-за аварии на стройке.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Самостоятельная работа с упр. 249. Перед ней учитель обсуждает с учащимися, почему в сказках используется заглавная буква при наименовании животных — действующих лиц (данная ситуация сравнивается с баснями, отрывки из которых встречались в упр. 246).
Дополнительное задание: любое предложение перестроить в предложение с косвенной речью.
V. Подведение итогов урока.
Самопроверка выполненной работы.
VI. Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.