Обобщение по теме Члены предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Обобщение по теме Члены предложения - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Цели урока: повторить, обобщить и закрепить изученное по разделу “Синтаксис”; развивать умение конструировать предложения по схемам, подчёркивать члены предложения; совершенствовать орфографические навыки; подготовить учащихся к контрольной работе.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самопознание. Регулятивные УУД. Целеполагание. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Анализ объектов, выявление их существенных признаков. Обоснование своей точки зрения. Синтез знаний. Систематизация материалов в форме таблиц. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество. Ведение диалога. Групповая работа.

Ход урока

I. Речевая разминка.

Ваня выучил новые слова и составил с ними предложения. Всё ли он сделал правильно?

Ото всюду: с лева, с права, с верху доносились голоса ребят.

Парашутист решился на истошный поступок.

— Какие ошибки он сделал? Почему можно сказать отчаянный крик и нельзя — истошный поступок?

II. Проверка домашнего задания.

К доске вызываются два-три ученика, которые пересказывают текст о Лермонтове, учащиеся комментируют, выбирают лучшего рассказчика.

III. Повторение изученного материала и контроль за его усвоением.

1. Победитель играет роль учителя: он читает классу свои примеры из стихотворений Лермонтова, задаёт вопросы товарищам, оценивает их ответы.

2. Работа продолжается учителем. Класс делится на пять групп (по числу членов предложения), учитель выводит свои примеры на экран, а учащиеся делают выборочную работу: записывают только те члены предложения, за которые они отвечают. По завершении ответы также выносятся на экран, проводится само- и взаимопроверка. Учащиеся готовят вопросы по всем трудным случаям.

1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. 2) Мы долго молча отступали. 3) И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой. 4) Три гордые пальмы высоко росли. 5) Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой.

Подлежащие

Сказуемые

Дополнения

Определения

Обстоятельства

Парус, мы, мы, три пальмы, вершины, долины

Белеет, отступали, сдержали, росли, спят, полны

Клятву, мглой

Одинокой, голубом, моря, верности, гордые, горные, ночной, тихие, свежей

В тумане, долго, молча, в Бородинский бой, высоко, во тьме

3. Упражнение 195.

4. Упр. 196: учащиеся составляют четыре предложения, используя слово земля также и в качестве определения. Если в этом случае учащиеся испытывают затруднение, учитель напоминает, как можно поступить: сначала образуется словосочетание с прилагательным земляной, а затем оно преобразуется в словосочетание с существительным (земляная грязь — грязь от земли; земляной вал — вал из земли).

5. Упр. 197. Обращается внимание на цель высказывания. Учащимся предлагается прочитать получившиеся предложения с восклицательной интонацией.

6. Подготовка сообщения на лингвистическую тему по плану упр. 198.

7. Групповая работа по составлению обобщающих таблиц с использованием материалов учебника (§ 31—39). По вариантам: 1-й: “Каким членом предложениям может быть существительное?”; 2-й: “Второстепенные члены предложения”. Учитель предлагает группам структуру таблиц, а учащиеся собирают материал для их заполнения (ниже приводятся примеры таблиц). Одна из групп от каждого варианта “защищает” свой проект.

Таблица 1. Каким членом предложения может быть существительное?

Член предложения

Примеры

(учитель рекомендует подобрать литературные примеры или сам дополняет ими записи учащихся)

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Таблица 2. Второстепенные члены предложения

Член предложения

На какие вопросы отвечает

Чем обычно выражается

От чего чаще всего зависит

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Существительным, местоимением

От сказуемого- глагола

Определение

Какой? чей?

Прилагательным, местоимением, существительным

От члена предложения, выраженного существительным

Обстоятельство

Где? куда? откуда? когда? как? зачем? почему?

Наречием, существительным в косвенном падеже

От сказуемого-глагола

IV. Подведение итогов урока.

Учащиеся обобщают сведения о видах предложений по цели высказывания, интонации, распространённости / нераспространённости, об отличии словосочетания от грамматической основы, о тире между подлежащим и сказуемым в виде вопросов, которые они самостоятельно формулируют и адресуют друг другу и / или классу.

V. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.






Для любых предложений по сайту: [email protected]