Стили речи - Язык и общение

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Стили речи - Язык и общение

Цели урока: дать первоначальное представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и об их особенностях; развивать умение устанавливать принадлежность текста к определённому стилю и преобразовывать художественный текст в научный; совершенствовать навык работы с учебной литературой.

Личностные УУД. Смыслообразование. Стремление к речевому совершенствованию. Обогащение словарного запаса. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самоанализ. Познавательные УУД. Формирование представления о функциональных разновидностях языка. Выявление существенных признаков предмета. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение вести диалог.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1. Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? (К, ш.)

2. Названия каких двух букв составляют целую эпоху? (Р, а.)

3. Кто продолжит ряд? Ананас, банан, виноград... (Слова — названия фруктов даны по алфавиту, поэтому, например, груша.)

II. Проверка домашнего задания и усвоения предыдущей темы.

1. Два-три ученика пересказывают информационные сообщения. Класс слушает, при необходимости задаёт вопросы, оценивает выступление.

2. Учащиеся записывают по памяти текст о русском языке (упр. 7) и проводят взаимопроверку с опорой на учебник.

III. Изучение нового материала.

1. Учащиеся готовятся к выразительному чтению текстов на с. 10—11, работают со словарём на с. 183 (слово флюгер), после чтения отвечают на вопросы о том, какая задача решена в каждом из них, и на дополнительные вопросы учителя:

— Что объединяет все эти тексты? (Тема.)

— Какой из текстов характерен для устного общения? Что он представляет собой по форме? (Разговор двух человек — диалог.)

— Найдите в этом тексте непринуждённые слова и обороты. Придумайте аналогичные высказывания о других предметах (например, о трудной задаче по математике, о подготовке домашнего задания и пр.).

— Где мы можем встретить два других текста? Какой из текстов будет в учебнике по географии или в справочнике о явлениях природы, а какой — в художественном произведении, в рассказе или повести?

— Выделите в третьем тексте те слова и выражения, которые передают состояние героя. Прочитайте текст ещё раз, стараясь с помощью интонации отразить переживания Егорушки.

2. Составление обобщающей записи с использованием наблюдений и теоретических сведений учебника (с. 11). Таблица может быть сразу выполнена в тетради-справочнике.

Стиль речи

Задача

Средства языка

Разговорный

Обмен впечатлениями

Разговорные обороты речи, диалог

Научный

Научные сведения о явлении или предмете

Точные слова и выражения, отсутствие образных и эмоциональных средств языка

Художественный

Создание образной картины, передача чувств

Конкретные слова, эмоционально-образные выражения, слова в переносном значении

IV. Закрепление изученного.

Работа по закреплению проводится с опорой на упражнения учебника, но в иной последовательности.

1. Упр. 17. Учитель сначала сам читает текст, просит сказать, какое впечатление произвёл он на учащихся, смогли ли они представить себе изображённую автором картину. Можно ли считать это признаком художественного стиля? Затем характеризуются выделенные в упражнении словосочетания. Определяется тема текста.

2. Упр. 16. Учащиеся читают текст, находят предложение, в котором отражается тема, сравнивают с тем, как определялась тема предыдущего текста. С использованием составленной таблицы делают вывод о научном стиле текста. Перечисляют сведения, которые они узнали из данного текста, пересказывают его. Отвечают на вопрос, какой текст пересказать проще: в котором передаётся впечатление от увиденного или фактические данные. Определяют значение слова происхождение, слово записывают в словарь.

V. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока происходит на основе упр. 15. Учащиеся отвечают на вопросы:

— Какие ошибки допустила ученица при выступлении с научным докладом?

— Какие сведения, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать подобных ошибок?

VI. Домашнее задание. 1. Напишите небольшое научное сообщение о медведях, оставьте в своей работе научные сведения из упр. 15. Не забудьте указать, какие источники вы использовали в работе. 2. Устное сообщение на основе упр. 18, 19.






Для любых предложений по сайту: [email protected]