Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее - Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Цели урока: актуализировать сведения о членах предложения, полученные в начальной школе; продолжить формирование умения выделять грамматическую основу предложения, находить второстепенные члены предложения и разграничивать их; дать представление о способах выражения подлежащего; научить находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов; совершенствовать орфографические навыки.
Личностные УУД. Смыслообразование. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Целеполагание. Волевая саморегуляция. Взаимоконтроль. Познавательные УУД. Извлечение информации. Построение высказывания. Самостоятельное создание алгоритма деятельности. Коммуникативные УУД. Коллективная деятельность. Групповая работа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся (по желанию) выступают с устными отзывами о сочинении товарищей. Класс оценивает содержание и построение выступлений.
II. Орфографическая разминка.
“Антидиктант”. Класс делится на команды и переписывает текст, предложенный учителем, делая в нём возможные орфографические ошибки. В игре побеждает команда, которая запишет текст с наибольшим числом (со всеми) орфографическими ошибками.
Даже три помножить на три |
Дажы три памножыть натри |
Я сейчас бы не могла. |
Я сичаз бы нимагла. |
Наконец-то я в театре, |
На канецта я ф тиатри, |
Как я этого ждала! |
Как я этава ждала! |
(А. Барто)
III. Повторение сведений о предложении.
Поскольку учащимся из курса начальной школы известны некоторые сведения о членах предложения: общая характеристика подлежащего и сказуемого (что обозначают, на какие вопросы отвечают, чем чаще всего выражаются), то, что остальные члены предложения называются второстепенными (некоторые классы имеют представление об определении, дополнении и обстоятельстве), эту часть урока учитель может провести в виде беседы, в которой инициатор он сам, либо в форме подготовленных учащимися обоюдных вопросов.
Работа заканчивается упр. 159 (с. 75). Главные члены предложения учащиеся подчёркивают, указывают, какими частями речи они выражены, а второстепенные члены предложения подчёркивают при условии, если сведения о графических способах их выделения им известны. (Если в начальной школе учащиеся подчёркивали все второстепенные члены одинаково, учитель предупреждает их о том, что этого они больше делать не будут.)
IV. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика главных членов предложения на основе упр. 160. (Образец рассуждения надо использовать с осторожностью, поскольку в нём пропущен важный элемент: перед тем как выделена грамматическая основа, не дано обоснование этого выделения. Скорректируем: О чём говорится в предложении? О листьях. Что о них говорится? Что они падают. Основа предложения — падают листья.)
2. Учащиеся самостоятельно формулируют определение подлежащего, выделяя три характеристики: 1) Что обозначает? 2) На какой вопрос отвечает? 3) Чем выражено?
3. Коррекция определения с использованием сведений учебника на с. 76.
Работая над предложениями, учителю необходимо обратить особое внимание на то, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи. Известно, что в словосочетании одно слово зависит от другого, поэтому можно поставить вопрос только от главного слова к зависимому. А в сочетании слов, представляющих собой грамматическую основу, ставится вопрос и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого к подлежащему.
Учащиеся иллюстрируют эту мысль:
Люди что делают? ходят / ходят кто? люди,
но: ходят где? в парке; ходят по чему? по ковру; по ковру какому? золотому.
4. Упр. 161. Закрепление способов выражения подлежащего (существительные и местоимение), определение их падежа.
5. Коллективная работа над упр. 162. Учащиеся сначала находят сказуемые, от них задают вопрос, кто совершает указанное действие:
Пряли кто? три девицы; входят кто? семь богатырей; выходят кто? тридцать витязей.
V. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
Выборочный диктант: из предложений учащиеся выписывают только грамматические основы, подчёркивают подлежащие и сказуемые, при проверке работы называют, чем подлежащие выражены. (В зависимости от подготовленности класса учитель может предложить данный материал как в форме диктанта, так и в форме выборочного списывания.) По завершении работы предложения характеризуются по цели высказывания и интонации.
1. По арене три джигита на одном летят коне! (Б. Елагин) 2. Кто там за вами ходит по пятам? (К. Симонов) 3. И вторил ему из-за печки пронзительным свистом сверчок. (Н. Некрасов) 4. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков) 5. Но кто там стучит? Кто ломится в дом? (А. Барто) 6. Жил на свете самосвал. Он на стройке побывал. (А. Барто) 7. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. (С. Маршак) 8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. (А. Пушкин)
VI. Подведение итогов урока.
Учащиеся подводят итог урока, отвечая на вопрос: “Почему главные члены предложения называются главными?”
VII. Домашнее задание. Упр. 163.