Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Основная мысль текста - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: развить представление о теме, основной мысли текста и способах её выражения; формировать умение определять тему, основную мысль текста и находить в тексте предложения, в которых она выражена; совершенствовать навык оценки и редактирования чужого текста повествовательного характера с точки зрения выражения основной мысли; повторить языковые сведения по пройденным темам.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Коррекция. Познавательные УУД. Самостоятельное создание алгоритма деятельности. Выбор критериев для оценки объектов. Выявление основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение контролировать деятельность других. Координация различных позиций в сотрудничестве.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
— Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Ямы.)
— Сколько местоимений спряталось в глагол онемели? (Три: он, они, мне.)
II. Проверка домашнего задания.
1. Выборочный диктант по материалам домашнего задания. Читаются предложения из сказок А. С. Пушкина. Учащиеся узнают произведение и записывают местоимения, встретившиеся в предложении. Ученики у доски соревнуются, кто из них внимательнее. Класс анализирует работу.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Повторение сведений о тексте.
2. Работа по освоению понятия “основная мысль текста” на материале упр. 115. Учитель акцентирует внимание на понятии: “Тема текста — это то, о чём в тексте говорится”.
— О чём говорится в данном случае? (О чайнике.)
— На что хочет обратить наше внимание Ю. Мориц? Что она хочет сообщить нам, ведь с чайником знаком каждый? Можно ли сказать, что у поэта есть особое отношение к чайнику? В чём оно заключается? Что хочет сказать Юнна Мориц о чайнике?
В любую погоду чайник способен поднять настроение. Это и есть основная мысль — то, ради чего написано стихотворение.
3. Учащиеся формулируют определение основной мысли: “Основная мысль отражает отношение автора к тому, о чём он пишет, является его оценкой темы, которой посвящён текст”.
4. Упражнение 116.
— Где сформулирована тема? (В заголовке.)
— В каком предложении отражается мнение Ю. Яковлева о том, кого он считает порядочным человеком?
Формулирование основной мысли: “Порядочный человек — верный, честный и благородный человек, который умеет понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной”.
Вывод: тема — это предмет мысли, а основная мысль — это мысль о предмете. Учитель может посоветовать сравнить эти отношения с отношениями внутри предложения между подлежащим и сказуемым. Таким образом, тема — это “подлежащее” текста, а основная мысль — это “сказуемое” текста. Можно изобразить графически: Тема текста — основная мысль текста (и сравнить с записанной основной мыслью).
5. Упражнение 117.
Учащиеся читают заметку, анализируют её тему, обозначенную в заголовке, оценивают заметку на соответствие её содержания теме, выявляют противоречия, анализируют замечания редактора, добавляют свои поправки.
Класс делится на два варианта: 1-й редактирует заметку, оставляя заголовок. Задача — выразить основную мысль в соответствии с темой. 2-й вариант редактирует заметку, подбирая другой заголовок. Задача — выяснить, о чём будет идти речь (изменить тему в соответствии с содержанием заметки), определить, что следует сказать о произошедшем событии (т. е. найти и сформулировать основную мысль).
IV. Подведение итогов урока и раздела “Вспоминаем, повторяем, изучаем”.
Работу по контрольным вопросам и заданиям на с. 55 можно организовать в форме соревнования между несколькими группами.
V. Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе на основе самоанализа.