Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имя прилагательное - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: повторить морфологические признаки имени прилагательного; совершенствовать умение находить прилагательное и использовать его в собственных текстах; закрепить умение применять способ определения безударного окончания прилагательного; упрочить орфографические навыки учащихся; совершенствовать умение графически выделять орфограммы; развивать способность анализировать текст.
Личностные УУД. Готовность к саморазвитию. Регулятивные УУД. Пошаговый контроль выполнения действий и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Индуктивное умозаключение. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в команде.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. “Игра в мяч”.
Класс делится на три команды. Две команды (с равным количеством участников) играют, третья — арбитры. Команда № 1 должна называть существительные без ь после шипящих; команда № 2 — существительные с ь после шипящих. Мяч бросается от игрока одной команды к игроку другой по очереди. Арбитры с помощью учителя следят за правильностью примеров, корректностью поведения, последовательностью, скоростью, “штрафуют” за то, что команда тянет время; “удаляют” игроков, допустивших ошибки, с игрового поля; за правильные ответы начисляют очки. Побеждает команда, у которой больше набрано очков при большем числе оставшихся игроков.
II. Проверка домашнего задания.
1. Рассказ на лингвистическую тему “Что я знаю об имени прилагательном”.
2. Оценка работы учащимися с заданием использовать при комментарии имена прилагательные, например: полный, правильный, хороший, интересный, последовательный, обстоятельный / / вялый, неполный, плохой, скучный, бездоказательный и др. и дополнить рассказ в случае необходимости.
3. У доски два ученика готовятся к “дуэли”: у кого больше, интереснее и оригинальнее “осенний словарь”.
III. Работа по теме урока с материалами учебника.
1. Упр. 102. Выполнив задание, учащиеся комментируют правописание прилагательных и записывают их в словарики. Знакомые орфограммы выделяют.
2. Упр. 104. После каждого прилагательного и существительного в скобках записываются их морфологические признаки: род, число и падеж. Признаки сопоставляются, готовится ответ на вопросы: “Чем отличаются друг от друга имена существительные и имена прилагательные? Чем они похожи?” В процессе ответа учитель обращает внимание пятиклассников на то, что признак рода у существительного постоянен, а у прилагательного изменяем.
Работа дополняется словосочетаниями с существительными женского рода в форме винительного падежа. Например: в дальнюю дорогу, на раскидистую ель, про осеннюю погоду, за спортивную награду.
3. Формулирование правила, которым надо руководствоваться, чтобы правильно написать окончание прилагательного. Конкурс на лучший алгоритм.
4. Осложнённое списывание — упр. 110.
5. Устная работа с упр. 106.
При характеристике стиля следует обратить внимание на языковые средства, которые активно использованы Ю. Нагибиным, выделить те из них, которые создают особое настроение: прилагательные, наречия, существительные с суффиксами субъективной оценки; определить, какие глаголы особенно выразительны. Учитель обращает внимание учащихся на то, что во втором предложении вместо глаголов для называния действия использованы существительные: свист, клацанье (разг., о зубах: постукивание, лязгание), переклики.
IV. Подведение итогов урока.
Вывод о том, какие средства есть у писателя — художника слова — для создания картины. Подтверждение значения прилагательных в описании предмета.
V. Домашнее задание.
1. Чтение текстов упр. 24 (с. 15) и упр. 261 (с. 121) о детстве художника А. Пластова, подготовка пересказа.
2. Индивидуально (по желанию учащихся): подготовить сообщение о творчестве А. Пластова.
3. Индивидуально (по желанию учащихся): прочитать книгу Е. Мурашовой из серии “Сказки о художниках”: “Аркадий Пластов: сказка про мальчика, понимавшего язык земли” (М.: Белый город, 2003).