Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Итоговый контрольный диктант - Повторение и систематизация изученного
Результаты обучения. Личностные: осознание богатства русского языка, его эстетической ценности; способность к самооценке; метапредметные: преобразование информации в форму таблицы, извлечение информации из таблиц; определение успешности своей работы; предметные: систематизация изученного по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации; обобщение сведений о функционально-смысловых типах речи.
Работу по повторению и систематизации изученного учитель организует в зависимости от того, какие темы, с его точки зрения, требуют дополнительной работы на этапе обобщения пройденного материала. Учебник предлагает подходить к организации повторения через последовательное рассмотрение единиц языка и разделов науки о языке, которые эти единицы включают (§ 123). Материалы данного параграфа систематизируют сведения о фонетике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксису с использованием таблиц, заданий по подготовке развёрнутых сообщений на лингвистическую тему. В § 124—127 содержится материал для закрепления основных изученных орфограмм и пунктуационных правил. На данном этапе работы рекомендуется также использовать все имеющиеся в учебнике словари. Толковый словарь можно активно задействовать в самостоятельной работе учащихся, в том числе для подготовки материалов к лингвистическим разминкам.
Итоговый контрольный диктант
ЛЕТНЕЕ УТРО
С вечера нависали тяжёлые тучи, собирался дождь. Но за ночь ненастье рассеялось, и только на горизонте можно разглядеть остатки вчерашних туч4.
В сиянии яркого3 солнца всё изменилось, воспрянуло духом, заиграло разными красками3. Вот лёгкое облачко убегает2 от ветерка. Не догонишь его! Справа блестит заросшее камышом озерцо. На опушке берёзки водят хоровод, а вокруг них вьются и жужжат пчёлы, порхают птицы, хлопочут о своих птенчиках4. Пестреют на поляне чудесные полевые цветы: ромашки, колокольчики, гвоздички, мышиный горошек2. Лютики подняли свои жёлтые головы, засмотрелись на соседей, кивают им, словно говорят: “Рады встрече с вами, подружки!”
Смотришь на эту красоту и чувствуешь себя счастливым! (100 слов) (М. Бондаренко)
Грамматическое задание: 1) выполнить указанные разборы (по вариантам); 2) выписать одно из слов, в котором не совпадает количество звуков и букв, сделать его фонетический разбор; 3) выписать 3—4 слова с чередующимися гласными или согласными; 4) подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам.