Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Глагол - Повторение изученного в 4 классе
Цели урока: совершенствовать умение находить глагол и использовать его в речи; повторить морфологические признаки глагола; развить знания об употреблении ь после шипящих во 2-м лице глаголов (орф. № 22); совершенствовать орфографические навыки; развивать умение определять тему и основную мысль текста.
Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе. Участие в диалоге.
Ход урока
- Лингвистическая разминка.
— Кто такой троечник? Может ли троечник быть лучшим?
А теперь посмотрите, как на этот вопрос отвечает Чехов: “Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником”.
- Проверка домашнего задания и усвоения предыдущих тем.
Объяснительный диктант.
Вдруг около меня тихо зашелестели листья. А вскоре громко хрустнула сухая ветка. Я сразу выглянул из шалаша и увидел маленький шарик с колючими иголками на спине. Ёж торопливо побежал вперёд и остановился слева от меня. Потом он ловко проскользнул под низкий кустик и долго возился под ним. Затем потихоньку вылез из-под куста, покатился направо и скрылся в лесной чаще. (М. Бондаренко)
У доски четыре человека делают выборочную работу: записывают слова определённой части речи (соответственно существительные, прилагательные, глаголы, наречия), выделяют в них имеющиеся корневые орфограммы.
Проверяя работу, учащиеся комментируют ошибки, оценивают правильность графических обозначений, исправляют собственные ошибки. После этого перечисляют те наречия из рамочек, которых нет в этом тексте.
III. Морфологические признаки глагола. Работа с учебником.
- Беседа по теме урока. Повторение теоретических сведений.
— Сколько глаголов в данном тексте? Можно ли без них рассказать о том, что происходило в лесу?
— Сделайте вывод о том, зачем используются глаголы в речи.
— Что ещё известно вам о глаголах?
Для более полного ответа на вопрос учащимся рекомендуется использовать теоретические сведения учебника на с. 39.
- Повторение времени глагола.
1) Выборочное списывание упр. 80. Класс делится на три варианта: 1-й — выписывает загадки с глаголами прошедшего времени; 2-й — настоящего; 3-й — будущего.
2) Дополнительное задание для 1-го варианта (поскольку в нём выписывается только одно предложение): выделить в записанных глаголах суффикс -л-, объяснить написание гласной перед ним, для чего поставить глаголы в неопределённую форму. У доски эту же работу выполняет один из учеников.
3) Проверка выполненной работы, характеристика морфологических признаков глаголов (время, число, лицо / род).
Учащиеся объясняют, почему 3-е и 5-е предложения оказались записаны и 2-м, и 3-м вариантами.
При работе над морфологическими признаками необходимо обратить внимание учащихся на то, что категорию лица имеют только глаголы настоящего или будущего времени, а по родам изменяются только глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.
Вариант работы. Эта часть урока может быть организована точно так же, но по упр. 79, выполняя которое учащиеся должны написать сочинения, используя глаголы в трёх разных временах.
- Правописание ь в формах 2-го лица единственного числа.
- Наблюдение за пословицами / поговорками (записаны на доске, спроецированы, розданы на карточках).
- Без труда не вынешь рыбки из пруда. 2. Любишь кататься — люби и саночки возить. 3. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. С ним каши не сваришь. 5. Кашу маслом не испортишь.
— Найдите глаголы, определите их время, число, лицо.
— Глаголы в какой форме здесь преобладают? В чём особенность их правописания?
- Учащиеся записывают данные глаголы и читают определение на с. 40.
- Закрепление изученного материала.
- Упражнение 81.
- Упражнение 83 (устно). Учащиеся сначала выполняют грамматические задания, затем текстовые. Заканчивается работа выразительным чтением стихотворения.
- Подведение итогов урока.
Выборы тройки лидеров по результатам работы.
VII. Домашнее задание. 1. Упр. 82. 2. Дополнительное задание (выполняется по желанию). Подбор пословиц / поговорок с глаголами в форме 2-го лица ед. ч.