Глагол - Повторение изученного в 4 классе

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Глагол - Повторение изученного в 4 классе

Цели урока: совершенствовать умение находить глагол и использовать его в речи; повторить морфологические признаки глагола; развить знания об употреблении ь после шипящих во 2-м лице глаголов (орф. № 22); совершенствовать орфографические навыки; развивать умение определять тему и основную мысль текста.

Личностные УУД. Саморазвитие. Стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД. Саморегуляция. Контроль за результатами деятельности и их оценка. Познавательные УУД. Анализ явлений и их сопоставление. Индуктивное умозаключение. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности. Умение работать в группе. Участие в диалоге.

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка.

— Кто такой троечник? Может ли троечник быть лучшим?

А теперь посмотрите, как на этот вопрос отвечает Чехов: “Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником”.

  1. Проверка домашнего задания и усвоения предыдущих тем.

Объяснительный диктант.

Вдруг около меня тихо зашелестели листья. А вскоре громко хрустнула сухая ветка. Я сразу выглянул из шалаша и увидел маленький шарик с колючими иголками на спине. Ёж торопливо побежал вперёд и остановился слева от меня. Потом он ловко проскользнул под низкий кустик и долго возился под ним. Затем потихоньку вылез из-под куста, покатился направо и скрылся в лесной чаще. (М. Бондаренко)

У доски четыре человека делают выборочную работу: записывают слова определённой части речи (соответственно существительные, прилагательные, глаголы, наречия), выделяют в них имеющиеся корневые орфограммы.

Проверяя работу, учащиеся комментируют ошибки, оценивают правильность графических обозначений, исправляют собственные ошибки. После этого перечисляют те наречия из рамочек, которых нет в этом тексте.

III. Морфологические признаки глагола. Работа с учебником.

  1. Беседа по теме урока. Повторение теоретических сведений.

— Сколько глаголов в данном тексте? Можно ли без них рассказать о том, что происходило в лесу?

— Сделайте вывод о том, зачем используются глаголы в речи.

— Что ещё известно вам о глаголах?

Для более полного ответа на вопрос учащимся рекомендуется использовать теоретические сведения учебника на с. 39.

  1. Повторение времени глагола.

1) Выборочное списывание упр. 80. Класс делится на три варианта: 1-й — выписывает загадки с глаголами прошедшего времени; 2-й — настоящего; 3-й — будущего.

2) Дополнительное задание для 1-го варианта (поскольку в нём выписывается только одно предложение): выделить в записанных глаголах суффикс -л-, объяснить написание гласной перед ним, для чего поставить глаголы в неопределённую форму. У доски эту же работу выполняет один из учеников.

3) Проверка выполненной работы, характеристика морфологических признаков глаголов (время, число, лицо / род).

Учащиеся объясняют, почему 3-е и 5-е предложения оказались записаны и 2-м, и 3-м вариантами.

При работе над морфологическими признаками необходимо обратить внимание учащихся на то, что категорию лица имеют только глаголы настоящего или будущего времени, а по родам изменяются только глаголы прошедшего времени в форме единственного числа.

Вариант работы. Эта часть урока может быть организована точно так же, но по упр. 79, выполняя которое учащиеся должны написать сочинения, используя глаголы в трёх разных временах.

  1. Правописание ь в формах 2-го лица единственного числа.
  2. Наблюдение за пословицами / поговорками (записаны на доске, спроецированы, розданы на карточках).
  3. Без труда не вынешь рыбки из пруда. 2. Любишь кататься — люби и саночки возить. 3. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. С ним каши не сваришь. 5. Кашу маслом не испортишь.

— Найдите глаголы, определите их время, число, лицо.

— Глаголы в какой форме здесь преобладают? В чём особенность их правописания?

  1. Учащиеся записывают данные глаголы и читают определение на с. 40.
  2. Закрепление изученного материала.
  3. Упражнение 81.
  4. Упражнение 83 (устно). Учащиеся сначала выполняют грамматические задания, затем текстовые. Заканчивается работа выразительным чтением стихотворения.
  5. Подведение итогов урока.

Выборы тройки лидеров по результатам работы.

VII. Домашнее задание. 1. Упр. 82. 2. Дополнительное задание (выполняется по желанию). Подбор пословиц / поговорок с глаголами в форме 2-го лица ед. ч.






Для любых предложений по сайту: [email protected]