Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Спряжение глаголов с безударным личным окончанием - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: научить определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; закрепить порядок рассуждения по этому поводу; научить правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глагола (орф. № 25).
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Построение рассуждений. Создание алгоритмов. Коммуникативные УУД. Работа в группе. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Контрольная орфоэпическая работа. Учащиеся получают задание поставить ударение в словах: щавель, договор, облегчат, зазвонит, дефис, торты, кровоточить, углубишь, упростят, заключит, создала, начала, клала, создал, баловать, документ, инструмент, дала, алфавит, партер, цемент, километр, сливовый, квартал, понял, поняла, свекла.
II. Изучение темы урока.
1. Работа с материалами для наблюдения (с. 122), запоминание правила (орф. № 25), анализ рассуждения (внимание: в правиле и рассуждении надо использовать управление с винительным падежом: поставить глагол в неопределённую форму). Схема распределения глаголов по спряжениям и рассуждения была представлена выше — в материалах урока 18.
Далее все упражнения выполняются под непосредственным руководством учителя, комментирующего все новые сведения о спряжении.
2. Глаголы в рамке на с. 123 анализируются с использованием рассуждения о выборе окончания; работа продолжается с материалами упр. 669 (можно по вариантам / по группам предложить записать разные формы). Особое внимание уделяется глаголу стелить (учащиеся записывают все личные формы этого глагола, составляют с ними предложения).
3. Перед выполнением упр. 670 читается и анализируется предупреждение, данное в формулировке задания. Затем учитель на примере предлагает осмыслить это предупреждение: спрягаются глаголы бросать — бросить.
4. Анализ предупреждения, данного в упр. 671, дополнение его: “Если к глаголу прибавляется суффикс -ся, то спряжение у глагола сохраняется”. Образование личных форм от приставочных глаголов, входящих в группу исключений (например: застелить, натерпеться, услышать, увидеться). Затем учащиеся работают с заданием к упражнению.
III. Закрепление изученного материала. Объяснительный диктант.
Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Мы затаиваемся и наблюдаем, что делается на лесной поляне. Вот приходят на поляну невидимые лесные существа и по всей поляне стелют белые холсты. Первые же лучи солнца убирают их, и остаётся на белом зелёное место. А потом и всё белое исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинушки. (По М. Пришвину)
IV. Подведение итогов урока. Что нового вы узнали на уроке о спряжении глаголов? Когда необходимо поставить глагол в неопределённую форму для уточнения спряжения? Что надо знать о приставке вы-?
V. Домашнее задание. Подготовить карточку с заданием для товарища по образцу: собира_мся в поход (глагол в личной форме + существительное).