Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Будущее время - Морфология. Орфография. Культура речи. Глагол
Цели урока: научить образовывать простую и сложную форму будущего времени, распознавать их, употреблять формы будущего времени в речи.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Вычитывание информации, представленной в схеме. Оценка и классификация объектов. Коммуникативные УУД. Работа в паре. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
— Подумайте и ответьте, в каких формах будут рифмоваться слова понять и молодёжь; хотеть и утёнок? (Поймёшь — молодёжь; хотят — утят.) В каком времени употреблены глаголы? Можно ли от первого глагола образовать форму настоящего времени? от второго — будущего?
II. Изучение нового материала.
1. Работа с материалами учебника на с. 119—120. При анализе таблицы учащиеся должны назвать начальную форму глаголов. Учителю необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся не смешивали видовые пары.
2. Работа в парах: учащиеся образуют формы будущего времени от глаголов настоящего времени, использованных ими в домашнем сочинении. Вопрос на понимание: “Какая форма — простая или сложная — может быть образована от них?”
3. Упр. 662. Текст А. Куприна выразительно читается, при чтении обращается внимание на произношение глагола заключит (последнее предложение). Затем выполняются задания; глаголы в форме будущего времени выписываются. У доски учащийся выписывает глаголы, стоящие в других формах, образует от них форму будущего времени (1-е л., ед. ч.). Учитель должен предупредить о том, что форма глагола попробуйте будет изучаться на следующий год, это глагол в повелительном наклонении. При проверке работы следует уделить внимание глаголу будет садиться в предпоследнем предложении, поскольку вспомогательный глагол расположен дистантно.
4. Лексическая работа со словами в рамках на с. 121.
III. Закрепление изученного материала.
Упр. 664, 665. При выполнении последнего упражнения рекомендуется оформить работу в виде таблицы, чтобы закрепить знание об особенностях образования временных форм в зависимости от вида глагола.
IV. Подведение итогов урока. Обобщение по составленной таблице.
V. Домашнее задание. Сочинение по одному из заданий — упр. 663 или 666. При выборе первого необходимо заменить в предложенном начале глагол встаёшь на глагол другого вида: “Если ты рано встанешь...”