Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Морфологический разбор имени существительного - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: научить делать устный и письменный морфологический разбор имени существительного; совершенствовать орфографические навыки; развивать устную научную речь.
Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка. Познавательные УУД. Создание алгоритмов деятельности. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Взаимодействие со сверстниками и с преподавателем. Ведение диалога.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Четвёртый лишний”.
1) валенки, чулки, носки, сапоги; 2) яблоки, апельсины, бананы, помидоры; 3) ш...рох, ш...пот, ш...мпол, ш...в; 4) тюль , моль, роль, соль; 5) ключ...м, парч...й, борщ...м, туч...й; 6) тиш..., мыш..., чащ..., вещ... .
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся обмениваются подготовленными дома карточками, выполняют задания, проводят взаимопроверку под руководством учителя.
III. Работа по теме урока.
1. Анализ и запоминание порядка морфологического разбора существительного, сопоставление устного и письменного разбора, взаимопроверка усвоения порядка разбора.
2. Диктант. Морфологический разбор существительных (по выбору).
Учителю следует помочь учащимся в определении синтаксической роли существительных. Ученики используют для этого материалы уроков 119, 120 и составленную в тетрадях-справочниках таблицу.
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа: упр. 555. Запись в словарики слов оттепель, ростепель, распутица, промоина, проталина, проплешина с использованием толкового словаря. В завершение выполняется морфологический разбор имён существительных по указанию учителя.
V. Подведение итогов урока. Является ли устный морфологический разбор рассуждением? Докажите это.
VI. Домашнее задание. Упр. 562 (составить предложения или словосочетания).