Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Множественное число имён существительных - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: дать представление об особенностях склонения существительных во множественном числе; научить правильно образовывать формы именительного и родительного падежей, правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Распознавание объектов. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.
Девочки просклоняли слово зуб во множественном числе по-разному: 1) зубья, зубьев, зубьям, зубья, зубьями, о зубьях; 2) зубы, зубов, зубам, зубы, зубами, о зубах. Кто из девочек прав? Что каждая из них имела в виду? Составьте словосочетания, доказывающее ваше решение. (Зубья пилы — акульи зубы.) Учащиеся работают с материалами упр. 552.
II. Изучение нового материала.
1. Выразительное чтение отрывка из “Руслана и Людмилы”, работа с заданием упр. 548. Запись оформляется в 4 столбика: начальная форма существительного — склонение — И. п. мн. ч. — форма косвенного падежа по вариантам (ветвь — 3-е скл. — ветви — ветвям). Ответы на вопросы.
2. Работа над материалами для наблюдения (с. 73) с использованием таблицы на с. 74. Внимание к вариантам окончаний имён существительных мужского рода.
3. Упр. 550 заканчивается проверкой усвоения орфоэпической нормы (особое внимание обращается на слова второй группы).
4. Упр. 553. Повторение орф. № 8, запись слов (словосочетаний) в 3 столбика — по склонениям существительных, дополнение 2-го столбика 3—4 примерами (без сокровищ, детский плач, мой товарищ, светлый шалаш).
5. Учитель сообщает о трудностях, связанных с образованием формы родительного падежа мн. числа существительных 2-го склонения, где возможны варианты — нулевое окончание или -ов. Учащиеся выполняют упр. 554, примеры из которого заносят в таблицу.
Значения |
Нулевое окончание |
-Ов/-ев |
Парные предметы |
Чулок, сапог, манжет, шаровар, погон |
Носков, джинсов, гольфов |
Национальность |
Грузин, осетин, татар |
Киргизов, монголов |
Плоды |
Яблок, груш |
Апельсинов, помидоров |
Войсковые/профессиональные наименования |
Солдат, партизан, бояр, дворян |
Офицеров, тренеров |
Единицы измерения |
Аршин, рентген |
Граммов, гектаров |
III. Закрепление изученного материала.
Выявление и исправление допущенных ошибок.
1) На верёвке сушилось пять полотенцев. 2) Шесть килограмм абрикос приготовили для варенья. 3) Новые тренера провели смотр команды. 4) У пилы не хватает трёх зубов. 5) Шоферам подготовили пропуски для прохода на автобазу и подрядные договора. 6) Месяца наступают холодные, нужно приготовить по нескольку пар чулков, носок, гольф и шаровар. 7) Отвесим 100 грамм соли.
IV. Подведение итогов урока. Учащиеся называют основные трудности, связанные с образованием и правописанием существительных в формах множественного числа, проводят самооценку усвоения материала.
V. Домашнее задание. Упр. 551.