Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: систематизировать и расширить знания о правописании гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (орф. № 17); научить распознавать орфограмму, правильно писать безударные падежные окончания, графически обозначать условия выбора написания.
Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов. Познавательные УУД. Обобщение и систематизация наблюдений. Построение устного высказывания на лингвистическую тему. Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Ход урока
I. Орфоэпическая разминка. Закончите рифмой.
Да, ребята, у секвойи
Очень-очень много... (хвои).
Мне сегодня недосуг
Прочитать про... (каучук).
Слова секвойя и недосуг комментируются и записываются в словари.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Учащиеся группируют существительные из домашней работы по склонениям, объясняют, зачем нужно определять склонение существительного.
III. Работа по теме урока с опорой на материалы учебника.
1. Повторение правила правописания окончаний -е (обращается внимание на ограничение: кроме сущ. на -ия, -ие, -ий) и -и (с. 67—68). Вывод: написание существительных на -ия, -ие, -ийотличается от написания других существительных, значит, видеть, на что заканчивается слово в именительном падеже, — условие правильного выбора окончания.
2. Как писать слова из орфоэпической разминки секвойя и хвоя? Они оканчиваются не на -ия, следовательно, по правилу склонения 1.
3. Упр. 533 сопровождается рассуждением по образцу (с. 68).
4. Упр. 534 выполняется по заданию с рассуждением. У доски трое учащихся делают выборочную работу: записывают существительные с орфограммами в окончаниях (каждый отвечает за своё склонение) по порядку следования падежей. Класс проверяет данную работу.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 536. Указанные разборы выполняются у доски. Дополнительно составляется схема предложения 4.
2. Упр. 537 выполняется самостоятельно, с графическим обозначением орфограмм. Слабые ученики записывают существительные с предлогами без распределения по группам. Слово колея заносится в словарь, дополняется однокоренными: узкоколейка, одноколейный.
V. Подведение итогов урока. Устное обобщение по теме урока.
VI. Домашнее задание. Упр. 535.