Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Имена существительные собственные и нарицательные - Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Цели урока: научить распознавать нарицательные и собственные существительные, употреблять заглавные буквы в именах собственных, заключать названия книг, газет в кавычки, разграничивать омонимичные формы собственных и нарицательных имён.
Личностные УУД. Развитие морального сознания. Регулятивные УУД. Целеполагание. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД. Извлечение и переработка информации. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Групповая работа.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка. “Непростое решение”: какие из слов являются одушевлёнными?
Кукла, народ, молодёжь, туз, снеговик, группа, детвора, мертвец.
Одушевлённые: кукла, туз, снеговик, мертвец. Вывод: деление существительных на одушевлённые — неодушевлённые не всегда совпадает с делением на живое и неживое в природе.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.
Чтение выписанных дома предложений сопровождается графическим диктантом, у доски двое учащихся выписывают из прочитанных предложений существительные, определяют, к какой группе они относятся. Если в работе встречаются имена собственные, комментируется их написание.
III. Изучение темы урока.
В учебнике содержится большой и интересный материал по теме, который проработать на одном уроке трудно. Можно организовать работу по группам, чтобы все представленные тексты были задействованы.
1. Чтение и анализ материала для наблюдений (с. 52), составление тезисного плана (определение основных понятий). Теоретический материал учащиеся перерабатывают в вопросный план.
2. Упр. 489, обсуждение содержания, работа со словариком: Великая Отечественная война, Бородино, самоотверженность, сочетаются и др.
3. Групповая работа: по жребию выполняются задания к упр. 491 (3 группы), 493, 496 (3 группы). В каждой из шести групп проходит мини-конкурс “Кто больше придумает слов?”, затем группа отчитывается о выполнении работы. Индивидуально у доски — упр. 490.
4. Чтение и заучивание правила — орф. № 16 (с. 56), упр. 500.
IV. Закрепление изученного материала.
Тексты упр. 495, 498 выразительно читаются, в них выделяются имена собственные, записываются в словарик, готовится пересказ (по выбору). При чтении учитель обращает внимание на произнесение имён собственных и числительных.
V. Подведение итогов урока. Сбор сведений о существительном.
VI. Домашнее задание. Упр. 499, 501.