Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Буквы о — ё после шипящих в корнях слов - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом написания букв о — ё после шипящих в корнях слов (орф. № 14); научить распознавать и писать слова с данной орфограммой, с непроверяемыми безударными гласными после шипящих, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Регулятивные УУД. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Обогащение словарного запаса. Поиск необходимого материала в учебной литературе. Установление аналогий. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Чем отличаются друг от друга ростовец и ростовчанин? Есть ли у них пары женского рода? (Ответ: житель Ростова Великого — ростовец, Ростова-на-Дону — ростовчанин. Женская пара есть только у второго слова — ростовчанка).
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся пишут фразовый диктант по домашнему упражнению.
III. Изучение темы урока.
1. Повторение сведений о шипящих звуках и обозначающих их буквах, связанных с ними орфограммах (используется первый форзац).
2. Работа с материалами учебника (с. 37), запоминание правила. Учитель обращает внимание на то, что слабой позицией для гласного после шипящих в корне слов является ударная позиция.
3. Упр. 457 сопровождается лексической работой: слова челнок, щеголять представлены в толковом словаре; к слову дешевизна подбираются слова с таким же суффиксом (новизна, белизна и др.). Слова записываются в два столбика: с безударным гласным е и ударным ё (щека — щёчка). Есть ли возможность сделать такую запись со словами-исключениями?
Вывод: букву ё пишем, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным, о — если этого сделать нельзя.
4. Упр. 459 начинается с выявления вида орфограммы в словах, данных в рамке (орф. № 2). Чтение сведений на с. 38. Запись слов в 3 столбика:
Непроверяемая безударная гласная |
После шипящего под ударением в корне слова |
|
ё |
о |
Лексическая работа: жокей, жёрнов.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 458. Дополнительно: выразительное чтение, миниконкурс: кто больше подберёт однокоренных слов к глаголу зашёл в той же форме.
V. Подведение итогов урока.
Чем объясняются трудности в орфограммах с участием шипящих?
VI. Домашнее задание. Упр. 460 (число слов может варьироваться).