Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год
Буквы а — о в корне –лаг- — -лож- - Морфемика. Орфография. Культура речи
Цели урока: познакомить с правилом написания букв в корне –лаг- — - лож- (орф. № 12); научить писать слова с данной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Личностные УУД. Смыслообразование. Самоопределение. Регулятивные УУД. Самоконтроль. Коррекция. Познавательные УУД. Создание алгоритмов. Обобщение и систематизация наблюдений. Анализ явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Ведение диалога.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
“Кто больше?” Запишите слова с корнем -снег-. Какие варианты морфем встретились в данных словах? Объясните правописание приставок. У доски делается морфемный разбор слов бесснежный, подснежник. Дополнительно: сколько слов “спряталось” в подснежник? Условие: в словах не менее 4 букв (сено, депо, кино, диск, писк, пони, снежок, седок, ножик).
II. Проверка домашнего задания. В форме взаимодиктанта с последующей самопроверкой и заполнением словаря личных ошибок.
III. Изучение темы урока.
1. Наблюдения над материалами учебника (с. 32), чтение и анализ диалога, запоминание правила. Предупрежден и е: гласные в данном корне проверять сильной позицией гласного (ставить под ударение) нельзя! Дополнительное наблюдение: а всегда бывает перед г; о — перед ж, т. е. запоминаются буквосочетания лага — лож.
2. Работа с похожими корнями. Объедините слова в группы по значению корня: ложный, сложение, прилагать, лгать, сложный, ложь, приложение, лжец, прилагательное, изложение.
3. Упр. 447—449. Дополнительно на базе упр. 449 составляются предложения с прямой речью по схемам: А: “П”; “П”, — а.
IV. Закрепление изученного материала.
Выборочный диктант. Задание: выписать слова с орфограммами № 10—12, распределив их по трём столбикам; орфограммы графически выделить.
1) Мы предполагали совершить восхождение ранним утром. 2) Изложите этот материал последовательно. 3) К учебнику прилагаются контурные карты и раздаточный материал. 4) Безоблачное небо постепенно начали затягивать тучи, на поля ложился туман, положение туристов осложнялось. 5) Я могу положиться на друзей, они безгранично добры, и отзывчивы. 6) В предутренней дымке раздавались слабые голоса птиц, предполагаю, жаворонков.
V. Подведение итогов урока. Группа учащихся задаёт вопросы классу по изученным темам.
VI. Домашнее задание. Сочинение по заданию упр. 450.