Варианты морфем. Морфемный разбор слова - Морфемика. Орфография. Культура речи

Русский язык 5 класс - Поурочные разработки - 2016 год

Варианты морфем. Морфемный разбор слова - Морфемика. Орфография. Культура речи

Цели урока: познакомить с понятием варианты морфем, с порядком морфемного разбора; научить различать варианты морфем, выявлять в них чередующиеся гласные и согласные, подбирать слова с вариантами морфем; научить выполнять морфемный разбор слова.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД. Целеполагание. Прогнозирование. Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников. Умение работать в команде.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. “Абракадабра”: кенбаньер, шеморек. (Набекрень, ремешок.) Сколько слов “спряталось” в ремешок? В слове должно быть не менее 4 букв. (Мешок, корм, крем, Шрек.)

II. Проверка домашнего задания. Актуализация темы урока.

— Какое слово в домашней работе осталось “в одиночестве”? Почему? (Подзывать — подозвать.)

— Назовите те слова из домашнего задания, в которых есть и другие чередования (корни флаг, сук, чулок, молод). Особое внимание обращается на глагол подзывать, поскольку в нём три варианта корня: зыв — зв — зов.

Обобщение: такие изменения называются вариантами морфем.

III. Изучение темы урока.

1. Чтение, анализ и систематизация сведений и материалов для наблюдения (с. 26—27) сопровождается развёрнутыми высказываниями по теме. Следует обратить внимание на то, что неодинаковый звуковой состав отражается в буквенном составе слов (в отличие от позиционных чередований). Внимание: состав слова землячка в учебнике отражён неверно, в нём два суффикса: земл — ячк — а. Выполнение упр. 431.

2. Морфемный разбор слов. Материалы на с. 27—28.

Предлагая порядок морфемного разбора слова, учитель может представить иную последовательность: после окончания выделить приставку / суффикс, а затем уже корень, поскольку корневых морфем множество и нередко они выделяются с трудом, а набор суффиксов и приставок исчерпаем.

3. Упр. 432, устный и письменный морфемный разбор всех слов, у доски — их группировка по частям речи. Дополнительно: учащиеся находят те морфемы, в которых возможны варианты.

IV. Закрепление изученного материала.

Диктант или осложнённое списывание текста с выделением орфограмм, выполнением морфемного разбора в устной и письменной форме.

Глянул я под ноги. Вижу, что кучка сухой листвы сама движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Смотрю, а это ёжик. Мордочка с маленькими чёрными глазками, уши торчком, на иглах листья наколоты. Подтащил ёжик листья поближе к костру, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода. (По С. Баруздину)

V. Подведение итогов урока.

Зачем нужно видеть состав слова, учитывать варианты морфем?

VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение по материалам § 78—80.






Для любых предложений по сайту: [email protected]