Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ- ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ И. Э. ГРАБАРЯ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Беседа.
Ключевой вопрос. Удалось ли И.Э . Грабарю «хотя бы десятую долю этой красоты передать...»?
1.1. Справка о важных жизненных вехах художника, о его творчестве, особенностях творческой манеры была дана на уроке обучения сочинению — описанию натюрморта «Голубая скатерть». В дополнение к известному можно рассказать о любви пейзажиста к северной природе, познакомить с репродукциями картин: «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег», «Иней», «Ясный осенний день», «Зимний пейзаж», «Березы летом». Какое состояние природы больше всего любил Грабарь?
1.2. Определение жанра картины.
1.3. С историей создания картины школьники знакомились при выполнении упражнений.
1.4. Выявление ассоциативных впечатлений. Могут быть прочитаны стихотворения В. Берестова «Памяти Пришвина. Весна света», Л. Дьяконова «Февральская сказка», В. Левина «Февральские прятки» и другие. Сильное эмоциональное воздействие окажет на школьников прослушивание музыкального фрагмента из прелестной сюиты Э. Грига «Пер Гюнт».
2. Работа по вербализации впечатлений.
2.1. Повторение лексического значения слов. Лазоревый — голубой, лазурный. Жемчужный — чисто-белый с блеском, напоминающим жемчуг. Коралловый — светло-красный, цвета красного коралла. Сапфировый — синий, цвета сапфира (драгоценный камень синего или голубого цвета). Сиреневый — светло* лиловый, цвета сирени. Составление словосочетаний с этими словами.
2.2. Подбор средств связи предложений. И. Э. Грабарь — художник — автор — живописец — пейзажист.
2.3. Конструирование предложений (см. Толково-сочетаемостный словарь искусства).
Художник (пейзажист, живописец...) |
воссоздает (какие-либо атмосферу, образ, состояние, настроение...) |
... каким-либо колоритом. |
насыщает (колорит...) |
какими-либо цветами. |
|
выбрал |
самую низкую точку зрения. |
Какой-либо колорит |
создает |
... какое-либо настроение. |
пленяет |
... какими-либо цветовыми тонами. |
|
строится |
... на каких-либо цветовых тонах. |
|
подчинен |
... созданию какого-либо эффекта. |
Каким-либо цветом |
выражено |
какое-либо настроение. |
2.4. Закончим предложения:
Я восхищен (потрясен, поражен) тем, что...
Глядя на эту репродукцию, я понял (почувствовал...), что...
2.5. Повторение композиции сочинения-описания (общее представление о предмете описания, описание его деталей, частей; оценка автором сочинения того, что он описывает).
2.6. Оценим планы сочинений-описаний картины.
1. Автор картины И. Э. Грабарь.
2. Время года, изображенное на картине.
3. Что является предметом изображения автора:
а) береза на переднем плане, ее строение, цвет ствола, ветвей;
б) деревья на заднем плане.
4. Как художник изображает небо, снег около деревьев.
5. Какое настроение вызывает картина?
1. Любовь художника к изображению радостного состояния природы.
2. Праздник света.
3. Восхищение русской красавицей.
4. Жемчужные переливы белого и желтого.
5. Кружевное переплетение ветвей.
6. Сапфировые тени на снегу.
7. Лазурное небо.
8. Предчувствие весны.
3. Творческое задание. Сочинение «Сиянье света в феврале». Работа начинается на черновике.