Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Повторение.
1.1. Диктант. Продолжите диктант, составив словосочетания со словами, написанными на доске. Как их следует произносить?
1.2. Распределительный диктант. Определим функции буквы Ь.
Семь, егерь, мышь, оставь, тень, нарезать, сберечь, нарежешь, нарезать, испечь, жужжишь, обезьянка, не тревожь, бьющийся, вьющаяся, завьюжило, извлечь.
Ь обозначает мягкость согласного звука: ...
Ь указывает на морфологические признаки: ...
Ь разделяет согласный звук и [j’]: ...
2. Изучение темы.
2.1. Проблемный вопрос. Гласных звуков под ударением — 6: [о], [о], [у], [ы], [и], [э]. А букв для их обозначения — 10: а, о, у, ы, и, э + е, ё, ю, я. Звуков [е], [ё], [ю], [я] нет, а буквы есть. Для обозначения каких же звуков речи эти буквы нужны?
Произнесем слова: мел, мёл, плющ, тля. Какие гласные звуки поются? [э], [о], [у], [а]. Какие согласные перед звуками произносятся? [м’], [м’], [л’], [л’]. Первая функция букв е, ё, ю, я — обозначение мягкости согласных на письме. Эту функцию буквы выполняют по очереди с мягким знаком.
Произнесем: ел, ёлка, Юра, Яша. Какой звук произносим первым? [j’]. А какой звук вторым произносим? [э], [о], [у], [а]. Значит, одна буква обозначает два звука: [j’э], [j’о], [j’у], [j’а]. Это вторая функция букв е, ё, ю, я.
2.2. Продолжаем наблюдать за произношением звуков. Нам следует выяснить, в каких случаях буквы «трудятся за двоих» — обозначают два звука.
2.3. Фонетический разбор.
2.4. Укажите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: каяться, какао, сиять, струя, боец, соя, поэма, союз, уехать. Приведите свои примеры.
2.5. Работа с текстом на карточке.
Настало время подкормить птиц. Вы уже повесили кормушки? Грустно сознавать, что очень многие птицы погибают зимой от голода. Кормушка — спасение для пернатых. Она может быть простой по устройству, но обязательно устойчивой. Сделайте бортики, чтобы корм не сдувался от ветра. Столовую для птиц можно устроить везде: на балконе, в саду, в парке, в лесу.
Чем угостить птиц? Да они поблагодарят вас за любое угощение и вскоре снова вернутся. Синички любят несоленое сало, арбузные семечки, а уж от подсолнечника никто не откажется.
Озаглавим текст. Придумаем концовку. Чем можем помочь птицам мы?
Подберем примеры, в которых мягкость согласных звуков обозначается на письме при помощи мягкого знака, букв е, ё, ю, я. Найдем слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают на письме два звука. Выпишем слова с гласными слабой позиции, проверим их сильной позицией. Объясним постановку знаков препинания. Выберем предложение для синтаксического разбора.
3. Домашнее задание — упражнение по учебнику.
4. Тестирование.
Карточка 6. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) ненадолго переест..ет
б) милая м...рдашка
в) помогать малышу
г) ценить д...броту
2. Где пишем о?
а) гр...хочущий самосвал
б) к...сой луч
в) прод...ет фрукты
г) плывет по в...лнам
3. Где пишем е?
а) т...рпеть неудобство
б) сож...леть о случившемся
в) соед...ни вместе
г) разв..ваться на ветру
4. Где пишем и?
а) не зам..чать боли
б) не успел доб...жать
в) пов...рнуться налево
г) постоянно трен..роваться
5. Где пишем б?
а) сделать сги...
б) поставить штам...
в) купить сру...
г) сломать сучкору...
6. Где пишем ж?
а) почувствовать др...ь
б) приглашать молоде...ь
в) сдать бага...
г) сделать шала...
7. Где пишем д?
а) получить отме...ку
б) кататься на ло...ке
в) начать моло...ьбу
г) найти кла...
8. Где пишем т?
а) горес...ное чувство
б) извес...ный поэт
в) несчас...ливый день
г) блес...ело вдали
Карточка 7. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) первые зам...розки
б) ст...нционный смотритель
в) сгорбившийся ст...ричок
г) зав...лить яблоками
2. Где пишем о?
а) уд...ряется о камни
б) м...ченая брусника
в) холодная в...дичка
г) лить из к...вша
3. Где пишем е?
а) посп...шил на встречу
б) поб...жать наверх
в) д...сяток лунок
г) пот...реться о ствол
4. Где пишем и?
а) преуд...вительное создание
б) не зам...чать перемены
в) не привл...кать ничем
г) перев...рнуться на животик
5. Где пишем ш?
а) подмести доро...ку
б) съешь окро...ку
в) связать варе...ку
г) уронить кро...ку
6. Где пишем б?
а) подарила улы...ку
б) подать тру...ку
в) вырвать зу...
г) крепкий сру...
7. Где пишем з?
а) у...кий проезд
б) подать голо...
в) тяжелый гру...
г) высказать про...бу
8. Где пишем т?
а) крес...ный ход
б) жалос...ливый взгляд
в) тягос...ное чувство
г) гнус...ный поступок
Карточка 8. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) м...гучий дуб
б) разл...мал сучья
в) м...хать руками
г) подхв...тило течением
2. Где пишем о?
а) т...нчайший шелк
б) увидишь вд...ли
в) ч...стица счастья
г) п...лезные дела
3. Где пишем е?
а) застр...котали сороки
б) защ...щать д...теныша
в) од...ваться тепло
г) пот...мнели от пыли
4. Где пишем и?
а) перебраться на ст...белек
б) разм...чтался о поездке
в) умчался вп...ред
г) разв...вать мысль
5. Где пишем т?
а) начать заря...ку
б) полоть гря...ку
в) кандида... в мастера спорта
г) сказать заве...
6. Где пишем з?
а) у...кий круг
б) зрелый коло...
в) легкий моро...
г) начать ко...ьбу
7. Где пишем п?
а) почистить зу...ки
б) сшить ю...ку
в) поднять тра...
г) лучший книголю...
8. Где пишем т?
а) ужас...ный день
б) тягос...ное чувство
в) доплес...нуть до берега
г) редкос...ный экземпляр
Карточка 9. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) не с...дишься отдыхать
б) м...стерить скворечник
в) сшить из л...скутков
г) отм...хнуться от мошкары
2. Где пишем о?
а) зак...тать заготовку
б) сохр...нить здоровье
в) от первой гр...зы
г) сделал к...рмушку
3. Где пишем е?
а) расплывшееся п...тно
б) цв...тущий сад
в) ул...тающие журавли
г) с...ребряная нить
4. Где пишем и?
а) байковое од...яло
б) поб...жать наперерез
в) разб...вать стоянку
г) т...желый рюкзак
5. Где пишем в?
а) сдать кро...ь
б) ло...кий спортсмен
в) высуши обу...ь
г) зо... сердца
6. Где пишем ж?
а) надеть сапо...ки
б) тополиные сере...ки
в) отведать окро...ку
г) потерять варе...ку
7. Где пишем с?
а) послушать пуль...
б) закончить ву...
в) сделать сюрпри...
г) поставить дигно...
8. Где пишем т?
а) благос...ное состояние
б) скорос...ной ход
в) целое...ный анализ
г) безынтерес....ное сообщение
Карточка 10. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) не уг...дать ответ
б) пот...нуло во мраке
в) под к...сым углом
г) под сильным впеч...тлением
2. Где пишем о?
а) в гр...мадном городе
б) неосл...бевающие звуки
в) долетать изд...лека
г) предст...влять себе
3. Где пишем е?
а) пот...нуть за хвост
б) неожиданно по...виться
в) разгл...деть на березе
г) прор...дить посевы
4. Где пишем и?
а) устал на с...нокосе
б) уб...жали в чащу
в) не об...щай понапрасну
г) уд...виться поступку
5. Где пишем б?
а) поранить ла...ку
б) ходить по выру...ке
в) ро...ко улыбнуться
г) спешить по тро...ке
6. Где пишем д?
а) написать заме...ку
б) ме...ко высказаться
в) нере...ко вспоминал
г) ра... поздравить
7. Где пишем з?
а) знать бизне...
б) услышать джа...
в) подготовить переска...
г) починить пылесо...
8. Где пишем т?
а) чудес...ная лошадь
б) отвес...ньш измеритель
в) небезызвес...ный случай
г) бескорыс...ная помощь