Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографическая работа.
Придумать словосочетания гл. + нар.
Не спешишь (никуда), не уродилась (нынче), не успеешь (вовремя), подготовиться (тщательно), не забудешь (никогда).
2. Запись темы урока.
2.1. Диктант. Синтаксический и пунктуационный разбор. Составление схем предложений с прямой речью.
Лук — популярное овощное растение. Его выращивают издавна, около пяти тысячелетий. Лук от семи недуг, — говорили со времен Руси. На Востоке есть похожее выражение: Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь.
2.2. Повторение правил постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
Отвечают сразу три человека: один говорит правило, второй приводит пример, третий составляет на доске схему.
2.3. Работа с текстом.
Выпишем из сказки «Хитрый мужик» предложения с прямой речью, соответствующие схемам: А: «П?» ; «П?» — а.
Одна женщина посадила много тыкв, они выросли большие- пребольшие. Что с ними делать? «Повезу их в город», — решил мужик.
Ну и повез. Попадается ему один барин навстречу: «Ты это кого везешь?» Мужик смекнул: «Конские яйца». — «Ты куда их везешь?» — барин опять спрашивает. «Да жеребят высиживать на яйцах!» — хохочет мужик. — «Во! Да сколько тебе за них надо?» — радуется барин. «Сто рублей». Отдал сто рублей, просит: «Дак теперь ты мне высиди еще».
Как, думаете, ответил мужик? Чем кончилась сказка? Сочиним вторую часть социально-бытовой сказки. Введем в предложения прямую речь.
«П», — научил мужик. Сидит барин и думает: «П».
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание — выписать из какой-либо сказки 6 предложений с прямой речью.