Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант.
Из-за отяжелевших туч, клич журавлей, от опадающих деревьев, не разглядишь вдалеке, в ненастный день, не играешь в футбол.
2. Проверка домашнего задания. Один ученик читает предложение, остальные составляют схему однородных членов предложения.
3. Изучение темы.
3.1. Расшифровка таблицы.
О, О пели, плясали
О, а О не пели, а собирали
О, но О пели, но помнили
О, О пели и плясали
Учитель произносит предложение, объясняет постановку запятой и т. д.
3.2. Анализ опознавательных признаков изучаемой пунктограммы. Полный синтаксический разбор одного из предложений.
3.3. Работа с текстом. Учитель. Перечислите слова-сказуемые, характеризующие действия пассажиров. Кто из них любовался свежестью, нежностью, чистотой первого снега? Только автор? Стихотворение построено на контрасте обыденности людских хлопот, стараний железного чудища и значимости вечно прекрасных перемен в жизни Природы? Скорее всего, нет. Поэтесса верит: так же, как она, хранит в себе воспоминание о подарке мироздания, не забудут дивной картины и люди. Значит, больше будет в мире добра.
И выпал первый снег,
Как чистая страница.
— Билетики у всех? —
Спросила проводница.
А за окном лежал
Нетронутый и чистый,
А поезд всё бежал
Со скрежетом и свистом.
В вагоне пили чай,
Скучали, веселились.
А после — невзначай
Секретами делились.
Галдели, словно днем.
И тихо засыпали...
Вы всё равно о нём
Забудете едва ли...
Е. С. Наумова
3.4. Самостоятельная работа. Из двух простых предложений составьте одно — с однородными членами.
3.5. Вывод. Назовите условия постановки запятой между однородными членами предложения.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.