Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СКАЗУЕМОЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант. Разбор словосочетаний гл. + сущ. т. п.; сущ. + сущ. р. п.
2. Что делает предложение предложением? Сказуемое.
Запись темы урока.
2.1. Нахождение грамматической основы: какой частью речи выражены главные члены предложения. Объяснение орфограмм.
В июне в Михайловском особенно роскошно. В полную силу благоухает разнотравье: зверобой, яснотка, цикорий, куриная слепота. Эту цветочную красоту видел и вдыхал ее ароматы
Пушкин. Цветы украшали жизнь поэта. В Михайловском считают, что незабудки впитали голубизну глаз великого земляка. Вот почему их лепестки такие чистые, синие. С благодарностью вспоминал поэт родные поляны, перелески, Сороть. Цветы и травы, вода и небо — равноправные герои его произведений.
2.2. Проблемный вопрос. Какой главный член предложения главнее? — Послушаем рассуждение учащихся, а потом предложим задание: отгадайте по сказуемому, о каком подлежащем идет речь.
а) Дышит, растет,
а ходить не может. (Растение.)
б) Накормишь — живет,
напоишь — умрет. (Огонь.)
в) Из избы идут — пляшут,
в избу идут — плачут. (Ведра.)
г) В воде родится,
а воды боится. (Соль.)
д) Треплют, катают,
а зиму таскают. (Валенки.)
е) И сияет, и блестит,
никому оно не льстит,
а любому правду скажет,
все как есть ему покажет. (Зеркало.)
е) Ползет, ползет,
иголки везет. (Еж.)
ж) Возле печки греется,
без водички моется. (Кошка.)
Вывод. Подлежащее только называет грамматический предмет. А главную информацию про то, как этот грамматический предмет действует (какое состояние испытывает, какой признак имеет), дает сказуемое.
2.3. Учитель. Посмотрим, что может рассказать сказуемое о предмете речи, о ситуации. Выясним, каково смысловое (лексическое) значение слов: вошла — спокойно появилась; вбежала — торопилась что-то увидеть, узнать; впорхнула — такое действие могла совершить легкая, изящная девушка; вплыть — в комнату может только полная женщина; пробралась — хотела войти незаметно; протиснулась — в помещении было много народу.
3. Творческая работа. Составление схем предложений с прямой речью.
4. Вывод урока. Почему сказуемое относят к главным членам предложения? Сказуемое называет действие, состояние, признак подлежащего и является в предложении важным средством показа фрагмента (кусочка) действительности.
5. Домашнее задание. Описать море в разные моменты его жизни с помощью глаголов. Возможно описание какого-либо другого предмета, например, школа ранним утром, перед началом смены, после звонка, поздно вечером, в каникулы.