Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕН ГЛАГОЛОВ - ГЛАГОЛ
1. Самодиктант.
2. Изучение темы.
2.1. Сопоставление двух текстов, включающих одни и те же глаголы в разных временных формах.
2.2. Восстановление авторского текста. Замена форм глаголов прошедшего времени формами настоящего времени.
2.3. Работа с текстом.
Учитель. Поставим глаголы неопределенной формы в форме настоящего или прошедшего времени. Сделаем вывод об употреблении форм настоящего и будущего времени в создании художественного образа.
Проведем морфемный и морфологический разбор последнего глагола.
Морская даль во мгле туманной;
Там парус (тонуть), как в дыму;
А волны в злобе постоянной
(Бежать) к прибрежью моему.
Из них одной, избранной мною,
Навстречу пристально (глядеть)
И за грядой ее крутою
До камня влажного (следить).
К ней чайка плавная (спуститься),
Не (дрогнуть) острое крыло.
Но вот громада (докатиться),
Тяжеловесна, как стекло.
(Плеснуть) в каменную стену,
Вот звонко (грянуть) на плиту —
А уж подкинутую пену
(Разбрызгать) ветер на лету.
А. А. Фет
3. Вывод. С какой целью мы говорим о прошлых или будущих событиях, используя форму настоящего времени?
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.