Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - ГЛАГОЛ
1. Распределительный словарный диктант.
Остерегаться — остеречься, формулировать — сформулировать, хлопотать — выхлопотать, устранять — устранить, прилагать — приложить, выращивать — вырастить, разжигать — разжечь, растирать — растереть.
2. Устный ответ о правописании букв е — ив корнях с чередованием. Показ изготовленного наглядного пособия.
3. Работа с текстом.
4. Творческая работа.
Учитель. Прочитаем лирическую миниатюру П. П. Маракулина «Воля к жизни». Представим сложный путь, который проделало растение, борющееся за жизнь.
Воля к жизни
Мы выкосили траву вокруг бабушкиного дома, чтобы об нее не обожглись дети. Но крапива в своей жажде жить пошла на хитрость: она перебросила под землей корни и проросла возле самой стены в подполье.
Там же, в темнице, она проползла между досок настила, нырнула в моховой паз, по этому пазу добралась до подпольного окна, вытянулась по окну, нашла, нащупала трещину в стекле окна — и через эту трещину в стекле вырвалась наконец к свету.
Напишем о впечатлении от прочитанного. Можно использовать речевые обороты.
Крапива / растение
выбирает (дорогу к свету...);
пробирается (через трещину...);
(свои побеги...) расстилает (по земле...);
стремится выжить;
чувствует, где... (можно найти спасение...);
чувствует, куда... (лучше ползти...);
чувствует, откуда... (льется свет...);
служит примером (силы духа, воли к жизни...)...;
героиня (из царства растений...);
пример (стойкости...);
(живое...) существо...
П. П. Маракулин / автор / писатель /
восхищается (волей к жизни...);
(подробно...) живописует (действия крапивы...);
открывает (тайны жизни...);
понимает (тайны природы...);
поэтизирует (растение...);
примечает (неприметное...);
создал (прелестное описание «поступка героини»...)...;
исследователь;
лирик;
(талантливый...) наблюдатель;
поэт;
наблюдательный человек...
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание — сочинить лингвистическую сказку о буквах е — и в корнях с чередованием.