Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ГЛАГОЛЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЫ НА -ЧЬ - ГЛАГОЛ
1. Изучение орфограммы «Мягкий знак в глаголах неопределенной формы на -чь».
1.1. Чтение правила и образца рассуждения.
1.2. Словообразовательная работа. Игра «Кто больше подберет однокоренных слов?»
Беречь — поберечь, уберечь, сберечь. Лечь —... Жечь —... Влечь — ... Стеречь — ... Стричь —... Толочь — ...
1.3. Проблемный вопрос: Почему пишем мягкий знак в глаголах неопределенной формы на -чь? Ведь [ч’] всегда мягкий, не имеет парного твердого звука.
1.4. Распределительный диктант.
Ь в сущ. III скл. |
Ь в гл. на -чь |
Ь в сущ. не III скл. |
Ь в кр. прил. |
глушь |
пренебречь |
из-за туч |
колюч |
2. Работа с текстом.
Учитель. Прочитаем текст. Выпишем глаголы из 1-го абзаца. Почему так много глаголов неопределенной формы? Сосчитайте. Почему опущен глагол в последней картине? Во всем этом — стремительность движений, потребность жить, радоваться осознанию своего существования, готовность поделиться радостью с другими. С какими запахами писатель связывает «пленительную сказку» детства?
Сделаем синтаксический разбор последнего предложения 2-го абзаца.
Как образно было названо обыкновенное, простое деревенское блюдо — суп из грибов? Каково назначение вводного слова итак? Как характеризуют автора последние слова текста? Не кажутся ли заразительными действия, описанные П. П. Маракулиным? Не захотелось ли и вам отведать ароматного супа?
Грибовница
Встать в холодной избе с теплой лежанки, выскочить на крыльцо, умыться снегом, притащить охапку березовых поленьев, вывалить перед печью, поднять из колодца два ведра жгучей, позванивающей льдинками воды, затопить топку, согреть эту воду, размочить в ней пригоршню сухих белых грибов, отжать их, вывалить в осиновое корытце, дробно изрубить сечкой, очистить и нарезать лук и картошку, заправить все это в чугунок, залить водой, бросить напоследок щепоть соли — и ухватом к огню!
С мороза из чулана я приношу каравай ржаного деревенского хлеба, со скрипом режу его, разогрев перед печью. Запах леса и огорода уже рвется из пышущего чела, уже срывает не только крышку с чугуна, но, кажется, и крышу с нашего дома. Он уносит меня под звезды, в пленительную сказку детства...
Итак, могучее блюдо народного кулинарного искусства стоит на столе — милости просим!
П. П. Маракулин
3. Подведение итогов работы.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.