ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - ГЛАГОЛ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ - ГЛАГОЛ

1. Отгадывание темы урока.

Отгадайте загадку. Какие слова помогают отгадать задуманный предмет?

а) Еду, еду;

Следу нету.

Режу, режу,

Крови нету. (Лодка.)

б) Стучит, гремит, вертится,

Никого не боится,

Считает свой век,

Сам не человек. (Часы.)

в) Мету, мету,

Не вымету.

Несу, несу,

Не вынесу. (Солнечный свет из окна.)

г) На воде не тонет,

На огне не горит,

В земле не гниет. (Имя.)

д) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег.)

Загадки построены на использовании слов-глаголов, обозначающих действия предметов.


2. Изучение темы.

2.1. Наблюдения над ролью глаголов в речи.

Учитель. Проведем лингвистический эксперимент. Прочитаем текст без глаголов (дан на карточке). Значит, предстоит выделить слова-названия действий, состояний предметов как процессов, протекающих во времени. Прочитали. Получилось неестественно, бессвязно, ни о чем. Давайте насладимся настоящей русской речью, прочитаем текст так, как написал его поэт.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. И. Тютчев

Назовем глаголы, помогающие автору создать образ движения весенних вод.

Дополнительное задание. Составить схемы сложных предложений с прямой речью.

2.2. Работа с опорным конспектом. (Требуется ввести рисунки, цвет, графические обозначения.)

Что нового узнали из конспекта? Какие новые термины предстоит понять?


Что (с)делать?

Глаголы — слова-названия действия

Лексическое значение

Названия процессов: конструировать...

Названия движения: лезть...

Названия звучания: жужжать...

Названия существования: присутствовать...

Названия состояния: неистовствовать...


Грамматическое значение

* время прошедшее — изменяются по числам

наст., буд. — по числам

Какие глаголы изменяются по родам в ед.ч., какие — по лицам

* вид сов. / несов. (считал, сосчитал)

* спряжение: 1, 2, разноспрягаемые (хоч-у)

* наклонение: изъявительное, условное, повелительное (был, был бы, будь)

* переходный / непереходный (смеюсь, пишу)

* возвратный / невозвратный (злить, злиться)


Синтаксическая роль

Ученый идет, а неученый спотыкается.


Словообразование

Любимые приставки — -с, -по, -раз, -от, -вы, -рас, -под...

Любимые суффиксы — -а-, -и-, -е-, -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-, -ирова...


Орфограммы

Не был (гл.), не буду (гл.), недоумевать (искл.).

Сберечь (н. ф.), сбереж-ешь-ся (2 л., ед. ч.).

Хочется (3 л.) искупаться (н. ф.).

Бор-ют-ся (1 спр., проверим: ид ут). Кле-ят (2 спр., проверим: сидят ).

Рас-стил-а-ть (есть -а-), рас- стел-и-ть (нет -а ).

2.3. Словарный распределительный диктант. Выявление лексического значения глаголов.

Учитель. Из списка глаголов выпишите сначала глаголы с лексическим значением движения, затем — звучания.

Вставать, вытрясти, дозвониться, исходить, исцарапать, озвучить, катить, качать, ковырять, колебать, переставлять, подскочить, подхватить, постучать, потянуть, разбежаться, раскричаться, расшуметься, рокотать, скакать, топтать, трамбовать, трепетать, шагать, шелестеть, щебетать.

2.4. На одну и ту же особенность предмета указывают слова разных частей речи. Например, (воды) шумят.

Шумят — что делают? Глагол, общее значение — обозначает действие. Лексическое значение — указывает на звучание. Грамматические признаки: н. вр., 3 л., мн. ч.

Шум — что? Существительное, общее значение — обозначает предмет. Лексическое значение — указывает на звучание. Грамматические признаки: нариц., неод., м. р., ед. ч.

Шумный — какой? Прилагательное, общее значение — признак предмета. Лексическое значение — указывает на звучание. Грамматические признаки: м. р., ед. ч.

Задание. К какой части речи относятся данные слова? Объясните, почему.

Белеет (снег), белизна, белый. Светлый (хоровод), свет, светлеть. Толпится (хоровод), толпа. Веселиться, веселый, веселье.

2.5. Творческая работа. Составить предложения с глаголами, обозначающими цвет.


3. Вывод урока. Что нового узнали на уроке о глаголе, о словах, представляющих окружающий мир?


4. Домашняя работа — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]