Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания — морфологический разбор слов: рощ, пастбищ, роскошь.
2. Изучение темы.
2.1. Упражнение на развитие логического мышления. Наблюдение над дидактическим материалом.
Учитель. Закроем закладкой правило. Попытаемся вывести его самостоятельно. Какую закономерность в написании о — е выяснили? Сопоставим выводы с данными учебника.
2.2. Выведение алгоритма применения правила.
3. Актуализация знаний.
3.1. Распределительный диктант с изменением формы слова.
3.2. Работа с текстом. Изложение в форме диалога.
3.3. Свободный диктант.
Объясним орфограммы.
Солнце все выше и выше. Вот уже жарко стало. Колючим зноем пышет неподвижный воздух. Небо темнеет за рощей.
Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался, воздух дрогнул кругом. Уж не гром ли? Что за свинцовая полоса на небосклоне? Не гроза ли надвигается? С тучей пришла прохлада. Но вот на горизонте слабо сверкнули одна за другой две молнии. Скорей! В сенный сарай!
По И. С. Тургеневу
4. Вывод. Назовите опознавательные признаки орфограммы «Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных» .
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.