Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЛИЦА - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Работа с текстом изложения.
Справка. Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), русский писатель. В произведениях ставит острейшие вопросы современности, создает психологически точные образы. Повести и романы посвящены темам войны и сегодняшней сибирской деревне: «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». Награжден Государственной премией СССР (1978 г.).
2. Беседа.
В какой мере перекликаются мысли П.А. Вяземского («Рябина», см. урок 4/118) и В.П. Астафьева? Вам, наверное, приходилось надолго отлучаться от дома? Брали ли с собой какой-либо талисман? Что именно клали в сумку? Почему так делали?
Определим ключевые слова.
Выявим роль существительных как способа связи предложений в тексте. Автор — писатель — В. П. Астафьев. Три березки — березы — белые стволы берез. Листья берез — нежная зелень зазубренных листьев — зеленая пена березового листа.
3. Орфографическая и пунктуационная подготовка к изложению.
4. Творческие задания.
1) Изложите 2-ю часть.
2) Озаглавьте текст. (Неожиданная встреча с посланницей родной стороны. Радостный привет из дома. Подарок природы.)
3) Закончите изложение своей оценкой описанного. (Мне понятны чувства писателя. Когда я был в лагере отдыха, я брал с собой...)