Слово к учителю

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

Слово к учителю

Эта книга стала результатом многолетнего собственного опыта работы автора в школе и вузе, обобщения педагогических находок коллег, осмысления достижений лингвистических и педагогических наук.

В чем особенность данного пособия? С одной стороны (с позиций лингвистики), мы исходили из принципа функционально-семантического подхода к изучению языковых явлений. С другой (позиций педагогики), — гуманистического принципа рассмотрения учащегося как субъекта учебной деятельности.

При изучении теоретических вопросов была поставлена цель — выработать у учеников понимание системности языка. Внимание уделено вопросам представления языка как сложного, многоаспектного феномена человеческой жизни, как стройной, совершенной системы знаков, а также рассмотрения функций, социальных аспектов языка. Как при организации получения новых сведений о языке, так и при закреплении и повторении знаний внимание направлено на развитие творческого потенциала учащихся. С этой целью создаются дискуссионные ситуации, ставятся вопросы, требующие интеллектуальных усилий, предъявляется информация, побуждающая мысль к активному постижению закономерностей мира в целом и языка как его части.

В предлагаемой методической системе нашла авторское воплощение идея укрупнения предъявляемого теоретического материала. При этом считаем рациональным ограничиваться на первом уроке лишь презентацией круга дидактических единиц, изучение которых рассредоточено в течение значительных временных отрезков.

В пособии сделан акцент на осознанное практическое и творческое овладение языком. Языковые единицы любого уровня изучаются в определенной речевой ситуации, в составе текста. Именно текст выявляет коммуникативную значимость единиц языка, в тексте единицы языка проявляют свои свойства и функции.

При совершенствовании орфографических навыков пятиклассников мы исходили из общих закономерностей в обозначении гласных и согласных на письме и потому завершали знакомство с понятиями «сильная / слабая позиция» универсальным правилом: Звук речи в слабой позиции проверяй звуком в сильной позиции. Система умственных операций построена на выявлении звука сильной позиции в составе морфемы. В пособии одновременно обеспечиваются понимание лексического значения и восприятие слухового и зрительного образа слова, соотносятся графическая форма слова и его семантика. Широко использован такой прием, как узнавание слова в словосочетании и в потоке речи (это одна из причин обращения к тексту на каждом уроке). При презентации орфографического материала учитывались психологические механизмы формирования грамотного письма, включающие использование различных анализаторов восприятия мира: зрительное восприятие правильных написаний, речедвигательный анализатор, внутреннее проговаривание.

Формирование у школьников разносторонних речевых умений реализуется на основе обращения к четырем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, письму, чтению. Поскольку продуктом речи является текст, особое внимание уделено работе с текстом: чтению, литературоведческому и лингвистическому анализу, пересказу, изложению образцовых текстов; изучению теории текста; созданию собственных речевых произведений. Последовательно реализуется принцип включения слова в активный словарь школьников на основе предъявления какой-либо лексемы в составе моделей словосочетаний, предложений, текстов.

Необходимым условием активизации творческого потенциала личности считаем обращение на уроках русского языка к другим знаковым системам, в том числе к произведениям искусства, переводу языка искусства на вербальный язык. К специфическим принципам работы с произведениями искусства относим: проявление доверия первому впечатлению, своим чувствам, преодоление репродуктивно-отражательного уровня эстетического развития школьников, организацию общения с подлинным произведением искусства, изучение знаковой системы искусства, обращение к другим родам и видам искусства, развитие ассоциативного мышления. Среди общедидактических принципов выделяем: предоставление ученику права на собственное суждение о произведении искусства, отказ от авторитарных методов воздействия на ученика, включение в сознание учеников иных ценностных ориентаций. Особое внимание уделяем принципам повышения речевой компетентности школьников: организации общения, включения искусствоведческих понятий в активный словарь за счет грамматизации слова в языке (см. фрагменты Толково-сочетаемостного словаря искусства в данном пособии).

Учителю предоставлена возможность дифференцировать и индивидуализировать обучение, адаптировать задания в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Надеемся, что различные по характеру задания, вопросы, дидактические игры, творческие работы, а также приемы и средства обучения умственно и эмоционально раскрепостят учащихся и подарят им наслаждение и радость в процессе познания русского языка как учебного предмета. Несомненно, Вам, учитель, будет интересно, творчески работать с данной книгой и на ее основе Вы создадите и реализуете еще более интересный, эффективный сценарный план уроков.






Для любых предложений по сайту: [email protected]