Русский язык - все сочинения по картинам из учебников 5-9 классов С. И. Львова - 2015 год
Сочинение по картине В. Е. Маковского В жаркий день - 5 класс
“Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый...”
И. А. Бунин
Знойный летний денёк. Всех людей мучает жара. Где спрятаться? Куда пойти? Конечно, большинство предпочитает идти к водоёмам: купаться, загорать, ловить рыбу. Один из таких моментов запечатлел на своём полотне “В жаркий день” непревзойдённый мастер бытовой живописи конца XIX — начала XX века, продолжатель традиций В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, В. Г. Перова и П. А. Федотова — В. Е. Маковский. Живописец прославился тем, что обладал талантом проникновения во внутренний мир каждого изображаемого им человека, умел подмечать самые тонкие движения души, чувствовал оттенки отношений между людьми, улавливал их индивидуальные реакции на происходящее в жизни. Способность В. Е. Маковского выражать всё это с помощью художественных средств считается критиками одной из самых сильных сторон в искусстве живописца.
На залитой солнцем картине “В жаркий день”, написанной художником в 1881 году, перед нами предстаёт семья из пяти человек, которая в знойный летний день отправилась на природу к озеру ловить рыбу и отдыхать. Ближе всего к зрителю стоит мальчик лет десяти-одиннадцати. Он одет в светлый гимназический костюм бежевого цвета — длинные штаны и рубашку с тёмными пуговицами, которая подпоясана тёмным широким ремнём. На ногах у мальчика коричневые сапоги. Голова покрыта кепкой в цвет костюму. Наверное, её заботливо одела на мальчика мама, оберегая своего сына от солнечного удара в этот жаркий день. Мальчик увлечённо ловит рыбу. В его позе чувствуется напряжение. Руки крепко держат деревянную самодельную удочку. Лицо серьёзное и сосредоточенное. Взгляд прикован к красному поплавку, мирно покачивающемуся на воде. Всё внимание подростка устремлено в водоём: “Вдруг сейчас клюнет рыбка?”
Чуть дальше от мальчика на деревянной скамейке расположилась его семья. Старший брат одет в такой же светло-бежевый костюм — длинные штаны и рубашку со светлыми пуговицами. Костюм подпоясан чёрным ремнём. Молодой человек обут в длинные чёрные сапоги. Его каштановые короткие волосы не покрыты кепкой. Солнце светит прямо в глаза и припекает голову. Он прищурил глаза от яркого солнца, сморщил лоб и нос. Мальчик изнывает под палящими лучами солнца. Только местами на него падает тень от расположенных над ним веток деревьев. В руках подросток держит деревянную удочку. Заметно, что он меньше брата увлечён рыбалкой.
Сидя на лавочке, скрестил ноги, правой рукой лениво держит удочку, левая свободно расположена вдоль тела. Видно, что мальчик не увлечён ловлей, вероятно рыба совсем не клюёт, и процесс уже наскучил молодому человеку. Он лениво расположился на лавочке, его тело расслаблено. Чувствуется, что молодой человек изнывает от жары и очень устал. Слева от мальчика на траве стоит большое чёрное ведро с пойманной рыбой. На скамейке виднеется маленькая белая коробочка, вероятно, с наживкой — червяками. На спинке лавочки висит ярко-красное покрывало.
Рядом с мальчиком на скамейке расположились его младшая сестрёнка и мама. Девочка с каштановыми волосами лет шести-семи одета в гимназическую форму: платье коричневого цвета с длинными рукавами, белыми нашитыми манжетами и таким же воротничком и белый красивый фартук. На девочке красные колготки и чёрные сапожки. Её взгляд устремлён в раскрытую книгу с чёрной обложкой, которую она держит в своих руках. Девочка не очень увлечена чтением, у неё уставшее лицо. Она прислонилась к маме, сидящей слева. На женщине белое красивое платье с длинными рукавами. Оно отделано пышными оборками и подпоясано тёмным поясом. Светлые волосы женщины убраны назад, чёлка спадает на лоб. На ногах — чёрные ботинки. В руке мать держит белый зонтик, который спасает от лучей яркого солнца её и маленькую дочку. От зонтика на них падает тень. Женщина с большим вниманием и интересом следит за тем, как дочка выполняет домашнее задание или просто читает книгу. Её фигура наклонена в сторону девочки, глаза опущены вниз. Выражение лица серьёзное, сосредоточенное на происходящем. Она совсем не обращает внимания на рыбаков.
Сзади расположившихся на лавочке людей стоит молодая девушка — старшая сестра детей. Она заботливо и ласково положила свою правую руку на плечо брата, как бы подбадривая его и успокаивая. Девушка одета в синий жакет с белой отделкой по рукавам и вдоль пуговиц и длинную юбку. Из-под воротника жакета виднеется красивая белая кофточка. Вьющиеся каштановые волосы уложены назад. Взгляд девушки устремлён вниз. Рыбалка ей не интересна. Она внимательно смотрит на свою младшую сестрёнку и мать, расположившихся на скамейке, и с интересом следит за происходящим. От веток дерева на неё падает тень.
Всё пространство вокруг залито яркими лучами солнца. Светлая ярко-зелёная трава покрывает весь берег (водоёма. Местами в этот ковёр вливаются изумрудные краски темно-зелёных растений и белых мелких цветков.
На картине слева расположено старое дерево с большим коричневым стволом. Правая его часть освещена яркими лучами солнца, левую покрывает тень. Могучие ветки с листвой темно-зелёного цвета свисают над лавочкой и создают тень. Основание дерева покрывает молодая поросль и густая трава.
В левой части картины расположено озеро, на котором рыбачат мальчики. В нем виднеются листья кувшинок, растёт осока и другая прибрежная растительность. Водная гладь неподвижна. В ней, как в зеркале, отражается берег, ветки деревьев и яркий красный поплавок мальчика.
На заднем плане картины виднеются густо растущие большие деревья, создающие впечатление непроходимой чащи. Сквозь зелень виднеются маленькие уголки светло-голубого небосвода.
Всё окружение говорит о том, что семья уединилась в тихом уголке природы, где спокойно, хорошо и никто их не потревожит. В этот знойный день даже не чувствуется дуновение ветра. Не поют птицы. Скрылись комары и мухи. Всё вокруг изнывает от жары.
В картине “В жаркий день”, как и во многих других живописных произведениях, В. Е. Маковский создал необыкновенно правдоподобные естественные образы людей, с точностью подмечая их настроение и чувства. Все детали на полотне выписаны с особой тщательностью, что является характерной чертой всех полотен живописца. В картине чувствуется жизненная наблюдательность, опыт. Критики отмечают особую художественную ценность данной жанровой композиции, выполненной в пейзаже при ярком солнечном свете. В картине чувствуется пространство, воздух.
Непревзойдённый “мастер картины-новеллы”, как часто называли В. Е. Маковского, за свою творческую жизнь создал более четырёхсот картин, а также множество рисунков и иллюстраций к произведениям русских писателей и поэтов.
Многочисленные акварели, офорты и гравюры являются творческим наследием живописца. Для всех характерно высокое художественное мастерство, конкретность обстановки, чётко и тщательно выписанные детали. В работах В. Е. Маковского отражена жизнь русского народа на протяжении почти шестидесяти лет. Противоречивая и неоднозначная обстановка в России в этот период предстаёт перед нами во всём своём многообразии благодаря полотнам “мастера короткого жанрового рассказа” в живописи — В. Е. Маковскому.