Творительный падеж

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Творительный падеж

Урок № 64


Тема: Творительный падеж.

Тип: изучение нового материала.


Задачи:

• развивать умение выделять признаки имён существительных в творительном падеже;

• формировать умение использовать имена существительные в форме творительного падежа;

• учить объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.


Планируемые результаты


Предметные:

• называть признаки имён существительных в творительном падеже;

• объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;

• правильно записывать безударные окончания имён существительных в творительном падеже.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• называть общий признак группы, подводить под понятие;

• отбирать информацию к составленному плану;

• представлять сообщение, дополнять и корректировать его;

• проводить самооценку, взаимооценку.

Личностные:

• формировать целостное представление об окружающем мире, его природе.


Межпредметные связи: чтение (работа над текстом).


Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.


Ход урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся


Мотивация познавательной деятельности


• Предлагает прочитать группы слов, определить, по какому признаку слова объединены, добавить по одному слову в каждую группу.

Группа 1: над землёй, с дедушкой, под книгой.

Группа 2; перед завтраком, за облаком, над морем.

Группа 3: под сиренью, с костью, за каруселью.

• Уточняет, можно ли на основе выполненного задания определить тему урока, поставить задачу.

• Читают слова, анализируют. Делают вывод о том, что во всех группах слова стоят в форме творительного падежа, но в группы они объединены в зависимости от склонения. Рассуждают о том, что могут возникнуть затруднения при написании безударных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений.

• Называют тему: «Творительный падеж». Ставят учебную задачу — уточнить признаки, по которым можно определить творительный падеж имён существительных, учиться писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже.


Актуализация необходимых знаний


• Создаёт условия для работы в парах — предлагает составить план, по которому можно подготовить сообщение об именах существительных в творительном падеже.

• Предлагает представить информацию об именах существительных в творительном падеже, проверить правильность и полноту сообщения по таблице к упр. 219 в учебнике.

• Работают в парах. Составляют варианты плана. Например:

1. Вопросы творительного падежа.

2. Предлоги творительного падежа.

3. Окончания творительного падежа.

4. Роль в предложении.

• Представляют сообщения. Выслушивают друг друга. Соотносят сообщения с информацией в таблице. При необходимости дополняют или корректируют.


Организация познавательной деятельности

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 220 в учебнике.

• Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 150 в рабочей тетради.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 152 в рабочей тетради.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 221 в учебнике.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 151 в рабочей тетради.

• Читают задание. Доказывают принадлежность выделенных имён существительных к форме творительного падежа. Определяют склонение имён существительных. Делают вывод о зависимости окончания от падежа.

• Ищут в учебнике информацию о слове сегодня. Самостоятельно читают задание. Планируют действия. Выполняют. Представляют результаты. Объясняют написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже.

• Читают задание, определяют последовательность выполнения. По окончании проводят взаимопроверку в парах. Возникшие затруднения обсуждают в классе.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Проводят взаимопроверку и взаимооценку. При необходимости спорные вопросы обсуждают в классе.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить тему, задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит сделать выводы, чему планировали учиться, чему научились, чему ещё следует учиться.

• Вступают в диалог по наводящим вопросам. Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы.

Дополнительный материал: задание для самостоятельной работы.

Дополнить предложения подходящими по смыслу именами существительными. Указать их склонение, падеж, выделить окончания.

1. Машина остановилась перед ... . 2. Самолёт летит над ... . 3. Яблони росли за ... . 4. Школьники встретились с ... . 5. Ребята играли с ... .

Диагностика достижения планируемых результатов:

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

а) о ком? о чём?; б) кем? чем?; в) кого? что?

2. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

а) в, на, за, под, через, про, сквозь;

б) с, за, под, перед, над, между,

в) с, от, до, из, без, у, для, около

3. Какие окончания имеют имена существительные 2-го склонения в творительном падеже?

а) -ом, -ем; б) -ю; в) -ой, -ей

4. Какие окончания имеют имена существительные 3-го склонения в творительном падеже?

а) -ом, -ем; б) –ю; в) -ой, -ей

5. Какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения в творительном падеже?

а) -ом, -ем; б) -ю; в) -ой, -ей

Дополнительные творческие задания: составить текст-описание «Зима».

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]