Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Творительный падеж
Урок № 64
Тема: Творительный падеж. |
Тип: изучение нового материала. |
||||
Задачи: • развивать умение выделять признаки имён существительных в творительном падеже; • формировать умение использовать имена существительные в форме творительного падежа; • учить объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже. |
|||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • называть признаки имён существительных в творительном падеже; • объяснять написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; • правильно записывать безударные окончания имён существительных в творительном падеже. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; • называть общий признак группы, подводить под понятие; • отбирать информацию к составленному плану; • представлять сообщение, дополнять и корректировать его; • проводить самооценку, взаимооценку. |
Личностные: • формировать целостное представление об окружающем мире, его природе. |
|||
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом). |
|||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||||
Ход урока |
|||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||||
Мотивация познавательной деятельности |
|||||
• Предлагает прочитать группы слов, определить, по какому признаку слова объединены, добавить по одному слову в каждую группу. Группа 1: над землёй, с дедушкой, под книгой. Группа 2; перед завтраком, за облаком, над морем. Группа 3: под сиренью, с костью, за каруселью. • Уточняет, можно ли на основе выполненного задания определить тему урока, поставить задачу. |
• Читают слова, анализируют. Делают вывод о том, что во всех группах слова стоят в форме творительного падежа, но в группы они объединены в зависимости от склонения. Рассуждают о том, что могут возникнуть затруднения при написании безударных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонений. • Называют тему: «Творительный падеж». Ставят учебную задачу — уточнить признаки, по которым можно определить творительный падеж имён существительных, учиться писать безударные окончания имён существительных в творительном падеже. |
||||
Актуализация необходимых знаний |
|||||
• Создаёт условия для работы в парах — предлагает составить план, по которому можно подготовить сообщение об именах существительных в творительном падеже. • Предлагает представить информацию об именах существительных в творительном падеже, проверить правильность и полноту сообщения по таблице к упр. 219 в учебнике. |
• Работают в парах. Составляют варианты плана. Например: 1. Вопросы творительного падежа. 2. Предлоги творительного падежа. 3. Окончания творительного падежа. 4. Роль в предложении. • Представляют сообщения. Выслушивают друг друга. Соотносят сообщения с информацией в таблице. При необходимости дополняют или корректируют. |
||||
Организация познавательной деятельности |
|||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 220 в учебнике. • Организует самостоятельную работу учащихся по заданию к упр. 150 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 152 в рабочей тетради. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 221 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 151 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Доказывают принадлежность выделенных имён существительных к форме творительного падежа. Определяют склонение имён существительных. Делают вывод о зависимости окончания от падежа. • Ищут в учебнике информацию о слове сегодня. Самостоятельно читают задание. Планируют действия. Выполняют. Представляют результаты. Объясняют написание безударных окончаний имён существительных в творительном падеже. • Читают задание, определяют последовательность выполнения. По окончании проводят взаимопроверку в парах. Возникшие затруднения обсуждают в классе. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. Проводят взаимопроверку и взаимооценку. При необходимости спорные вопросы обсуждают в классе. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
||||
Подведение итогов |
|||||
• Предлагает уточнить тему, задачу урока. Нацеливает на сопоставление поставленной задачи и полученного результата. Просит сделать выводы, чему планировали учиться, чему научились, чему ещё следует учиться. |
• Вступают в диалог по наводящим вопросам. Анализируют результаты учебной деятельности. Делают выводы. |
||||
Дополнительный материал: задание для самостоятельной работы. Дополнить предложения подходящими по смыслу именами существительными. Указать их склонение, падеж, выделить окончания. 1. Машина остановилась перед ... . 2. Самолёт летит над ... . 3. Яблони росли за ... . 4. Школьники встретились с ... . 5. Ребята играли с ... . |
|||||
Диагностика достижения планируемых результатов: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? а) о ком? о чём?; б) кем? чем?; в) кого? что? 2. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? а) в, на, за, под, через, про, сквозь; б) с, за, под, перед, над, между, в) с, от, до, из, без, у, для, около 3. Какие окончания имеют имена существительные 2-го склонения в творительном падеже? а) -ом, -ем; б) -ю; в) -ой, -ей 4. Какие окончания имеют имена существительные 3-го склонения в творительном падеже? а) -ом, -ем; б) –ю; в) -ой, -ей 5. Какие окончания имеют имена существительные 1-го склонения в творительном падеже? а) -ом, -ем; б) -ю; в) -ой, -ей |
|||||
Дополнительные творческие задания: составить текст-описание «Зима». |
|||||
Самоанализ |
|||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|||