Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
3-е склонение имён существительных
Урок № 51
Тема: 3-е склонение имён существительных. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; • учить выделять имена существительные 3-го склонения; • развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению; • подбирать примеры имён существительных 3-го склонения; • составлять текст-рассуждение. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдения; • высказывать и доказывать свою точку зрения. |
Личностные: • распознавать нравственные категории; • осознавать готовность следовать нравственно-этическим нормам. |
|
Межпредметные связи: чтение (составление текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Предлагает выполнить задание — разделить данные слова на две группы, обосновать своё мнение. Мышка, мышь, ёлка, ель, ладонь, ладошка, сетка, сеть, нитка, нить, печка, печь. |
• Читают слова. Предлагают варианты деления. Выбирают наиболее приемлемый: первая группа — имена существительные женского рода с окончанием -а; вторая группа — имена существительные женского рода с нулевым окончанием. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Задаёт проблемный вопрос: Можно ли определить склонение имён существительных второй группы? |
• Высказывают своё мнение. Рассуждают о том, что если эти имена существительные будут иметь одинаковые окончания во всех падежах, то они принадлежат к одному и тому же склонению. Предполагают, что эти имена существительные могут быть 3-го склонения. Предлагают проверить предположение по учебнику. Находят в учебнике с. 96, читают тему, ставят учебную задачу — узнать признаки имён существительных 3-го склонения, учиться находить имена существительные 3-го склонения. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует наблюдение за именами существительными по заданию к упр. 169 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности по заданию к упр. 172 в учебнике. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 171 в учебнике. • Организует деятельность учащихся по заданию к упр. 170. • Предлагает подобрать однокоренные слова к слову совесть, объяснить его лексическое значение. • Предлагает составить словосочетания с данными прилагательными, объяснить их смысл: совесть (какая?) кристальная, незапятнанная, неспокойная, нечистая, потревоженная, проснувшаяся, спокойная, чистая. • Просит объяснить смысл пословицы: «От человека утаишь, а от совести не утаишь». • Предлагает прочитать или прослушать рассказ В. Сухомлинского «Стеклянный Человечек», определить тему, главную мысль текста. • Задаёт проблемный вопрос: Что такое совесть? • Предлагает уточнить признаки текста-рассуждения, сформулировать тезис (вступление), подобрать доказательства, продумать вывод. • Знакомит с домашним заданием — упр. 130 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Наблюдают за произношением данных слов, выделяют общий признак, указывают род и окончание. Делают вывод о том, что эти имена существительные относятся к 3-му склонению. Проверяют сделанный вывод по учебнику (с. 97). • Читают задание. Планируют порядок действий. Обсуждают полученные результаты, доказывают правильность выполнения задания. • Самостоятельно читают задание. Комментируют порядок выполнения. По окончании работы обсуждают выполнение. Проводят самопроверку и самооценку. • Выписывают имена существительные 3-го склонения. Доказывают правильность выбора. Объясняют лексическое значение данных слов. • Подбирают и называют слова: совестливый, совестливость, совестный, совестно, бессовестный, бессовестно, совестить, совеститься, посовеститься, усовестить, усовещивать. Опираясь на личный опыт, объясняют значение слова, проверяют по словарю: «Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом». • Составляют словосочетания. Рассуждают о том, какой может быть совесть. • Высказывают свою точку зрения. Обсуждают смысл пословицы. • Знакомятся с текстом. Обсуждают тему, главную мысль. • Высказывают свою точку зрения. Выслушивают друг друга. • Называют признаки текста-рассуждения. Составляют и представляют устные тексты в классе, исправляют или дополняют. Записывают в тетрадь. Проводят самопроверку. • Рассматривают задание. Комментируют порядок выполнения. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает составить сообщение на тему «3-е склонение имён существительных», привести примеры. |
• Обобщают сведения, полученные по изучаемой теме. |
||
Дополнительный материал: Стеклянный Человечек. У одного Мальчика был маленький друг — Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не сделал Мальчик то, что просила мама, а собирается идти гулять — Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику: — Нельзя думать так, Мальчик. Сначала сделай дело, а потом иди гуляй. Стыдно станет Мальчику, и он принимается за дело: всё сделает, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным. Однажды у Мальчика заболел товарищ, с которым он часто играл во дворе. Прошёл один день, второй день — а Мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча. — Что плохого я сделал или подумал ? — с тревогой спросил Мальчик. — Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого... но ты забыл о своём товарище. Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое подарила ему мама. Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть. (В. Сухомлинский) |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: из данного ряда слов выписать имена существительные 3-го склонения. Картофель, морковь, огурец, сирень, ветвь, клён, яблоня, день, ночь, утро. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст-рассуждение «Совестливый ли я человек». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|