Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Подробное изложение повествовательного текста
Урок № 3
Тема: Подробное изложение повествовательного текста. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • формировать умение определять тему и главную мысль текста; • развивать умение составлять план текста; • учить самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять тему и главную мысль текста; • составлять план текста; • соблюдать нормы построения текста; • подробно излагать содержание повествовательного текста. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • строить речевое монологическое высказывание; • осуществлять деятельность в соответствии с планом; • оценивать правильность написанного текста. |
Личностные: • учиться осознавать ответственность за порученное дело. |
|
Межпредметные связи: чтение (пересказ текста). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает прочитать слово каникулы, записанное на доске, рассказать о происхождении этого слова, если кто-то знает. • Предлагает поделиться с одноклассниками, как можно интересно проводить каникулы. • Предлагает прочитать в учебнике на с. 10 название текста Е. Пермяка «Первая вахта», предположить, как мог провести каникулы герой этого текста. • Знакомит с текстом на с. 10 учебника. Задаёт проблемный вопрос: Отчего мальчик был счастлив? • Предлагает прочитать тему урока, нацеливает на постановку учебной задачи. |
• Возможны варианты: если учащиеся могут рассказать о происхождении слова, их выслушивают, затем проверяют достоверность информации по учебнику (с. 9); если учащиеся не владеют информацией, то читают текст в учебнике на с. 9. • Рассказывают об интересно проведённых каникулах. • Читают заголовок. Уточняют значение слова вахта. Высказывают предположения, обсуждают варианты. • Читают текст самостоятельно. Соотносят содержание текста с ранее высказанными предположениями. Обсуждают ответы на проблемный вопрос. • Называют тему урока, записанную на доске: «Подробное изложение повествовательного текста», в совместной деятельности определяют учебную задачу. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует повторение и обобщение сведений о тексте. • Предлагает выполнить самостоятельную работу, закончить предложения, называющие признаки текста. 1. Текст — это... 2. Текст имеет ... и ... 3. Текст можно... |
• Повторяют и обобщают сведения о тексте. • Работают самостоятельно. По окончании работы выполняют взаимопроверку и взаимооценку. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Организует знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению» на с. 145 учебника. Предлагает самостоятельно ознакомиться с пунктами памятки, определить последовательность работы над изложением. • Организует подготовку к изложению в форме диалога по памятке. • Предлагает написать изложение, опираясь на памятку. Напоминает о необходимости проверки написанного. • Предлагает ознакомиться с домашним заданием — упр. 11 в рабочей тетради. |
• Читают памятку. При необходимости задают уточняющие вопросы. • Готовятся к изложению с опорой на памятку. Самостоятельно читают текст. Выясняют значение непонятных слов, словосочетаний и предложений, используя различные источники информации. Определяют и обсуждают тему текста — первая вахта. Определяют и обсуждают главную мысль текста — доверие — это счастье, его нужно заслужить. Обращают внимание на то, какие слова и выражения использует автор для раскрытия темы и основной мысли текста. Высказывают и обосновывают своё мнение. Составляют план: озаглавливают каждую часть текста сначала самостоятельно, затем обсуждают в классе, выбирая наиболее удачные варианты. Возможный вариант: 1. Каникулы на крейсере. 2. Любимец моряков. 3. Как наградить? 4. Замер на вахте. 5. Высокое доверие. Работают в парах. Находят слова с орфограммами, объясняют их правописание. Обращают внимание на оформление предложений, постановку знаков препинания. Перечитывают текст самостоятельно. Готовятся к пересказу. По желанию представляют пересказ одноклассникам. Выслушивают оценочные суждения, советы по корректировке текста. • Записывают текст. Проводят проверку написанного изложения. • Читают задание к упражнению. Задают вопросы при необходимости. |
||
Подведение итогов |
|||
• Создаёт условия для обсуждения трудностей, возникших при самостоятельной подготовке к изложению по памятке. |
• Обсуждают основные затруднения, возникшие во время подготовки, предлагают пути выхода из затруднений. |
||
Дополнительный материал: беседа о правилах поиска непонятных слов, словосочетаний и предложений в различных источниках информации. |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить рассказ на тему «Мои каникулы». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|