Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание слов с буквами ь и ъ
Урок № 33
Тема: Правописание слов с буквами ь и ъ. |
Тип: изучение нового материала. |
|||||
Задачи: • уточнить, в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких — разделительный ь; • развивать умение определять количество звуков и букв в слове; • учить восстанавливать деформированний текст и пересказывать его по составленному плану; • учить составлять объявление. |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: • определять роль букв ь и ь; • определять, в каких случаях пишется разделительный ь, а в каких — разделительный ь; • выявлять количество звуков и букв в слове; • восстанавливать нарушенную последовательность частей текста; • подробно воспроизводить содержание текста по составленному плану; • составлять объявление. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • составлять монологическое высказывание на определённую тему; • вступать в диалог для решения поставленных задач; • обсуждать проблемные вопросы, обосновывать своё мнение. |
Личностные: • проявлять чувство юмора, целостный, социально ориентированный взгляд на мир. |
||||
Межпредметные связи: чтение (работа над пересказом текста). |
||||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||||
Ход урока |
||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||||
Мотивация познавательной деятельности |
||||||
• Предлагает списать слова, выделить приставку, подчеркнуть первую букву корня. Определить, после какой части слова пишется буква 5. Объяснение, объявление, подъезд, съезд, подъём, съёмка, въезд, подъехал, съел, разъезд, объём. • Задаёт проблемный вопрос: Где пишется разделительный ь? • Помогает предположить название темы урока, поставить учебную задачу, объяснить, почему эта тема изучается в разделе «Состав слова». • Предлагает за 1 минуту доказать необходимость изучения данной темы, выступая от лица представителей разных профессий. |
• Выполняют задание. Делают вывод, когда пишется разделительный 5. • Вспоминают, где пишется разделительный ь. • Называют тему урока, ставят учебную задачу — учиться писать слова с буквами ь и ъ. Рассуждают, почему эта тема включена в названный раздел. • Включаются в игру «Оратор», приводят примеры, для чего необходимы эти знания и умения людям разных специальностей. |
|||||
Актуализация необходимых знаний |
||||||
• Предлагает соотнести сделанные выводы с информацией, представленной в упр. 106 учебника, подготовить сообщение по таблице и плану, выбрав форму работы. |
• Читают задание. Выбирают форму работы — индивидуально или в парах. Планируют действия. Готовят и представляют сообщение по теме урока. |
|||||
Организация познавательной деятельности |
||||||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 107 в учебнике. Предлагает определить, как эффективнее выполнить это задание — индивидуально или в парах. • Организует обсуждение, как правильно составить объявление на основе данных объявлений и личного опыта учащихся. • Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 108 в учебнике. • Создаёт условия для выполнения задания к упр. 109 в учебнике. • Предлагает выполнить звукобуквенный разбор слова по заданию к упр. 103 в рабочей тетради но образцу. • Создаёт условия для работы над изложением по упр. 110 в учебнике. • Предлагает рассмотреть задание для домашней работы — упр. 99 в рабочей тетради. |
• Читают задание. Рассуждают о том, как лучше организовать работу. Выбирают форму работы. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. По итогам работы называют количество звуков и букв в выделенных словах. • Представляют составленные юмористические сообщения. Обобщают, в каких случаях пишутся объявления, какая информация должна в них содержаться, в каком порядке представляться. • Читают задание. Планируют последовательность работы. По окончании работы проводят самопроверку и самооценку. • Читают слова в транскрипции. Сравнивают произношение. Делают вывод. Записывают слова буквами, выбирая буквы ь или ь. Обобщают случаи написания этих букв. • Самостоятельно выполняют задание. Проводят взаимопроверку. • Читают и составляют из частей текст. Определяют тему и главную мысль текста, подбирают заголовок. Называют тип текста — повествование. Составляют план текста — озаглавливают каждую часть. Устно пересказывают содержание каждой части. Пересказывают текст полностью. Выслушивают несколько вариантов. Дополняют или вносят исправления, если есть замечания одноклассников. Записывают текст, подробно передавая содержание. Проводят самопроверку. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
|||||
Подведение итогов |
||||||
• Предлагает рассмотреть с. 51—66 в учебнике, сделать выводы, чему планировали учиться, какие знания и умения приобрели, какие правила необходимо соблюдать для выработки грамотности при письме. |
• Просматривают названные страницы. Обобщают, чему научились. Рассуждают, что необходимо знать, уметь и выполнять, чтобы не было ошибок. |
|||||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (орфографические минутки, с. 121, задание 7). |
||||||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст изложения после записи. |
||||||
Дополнительные творческие задания: составить разные объявления, в том числе юмористические. |
||||||
Самоанализ |
||||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||||