Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Простые и сложные предложения - Урок 2
Урок № 18
Тема: Простые и сложные предложения. |
Тип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • учить отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами; • формировать умение ставить запятые в сложном предложении; • развивать умение определять грамматические основы в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • сравнивать простые и сложные предложения; • различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами; • ставить запятые между частями сложного предложения. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока: • делать выводы на основе наблюдений; • обосновывать своё мнение; • выполнять самопроверку, самооценку; • выявлять причины возникновения затруднений, пути поиска решения. |
Личностные: • проявлять интерес к изучаемому предмету. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. I; рабочая тетрадь, ч. I; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает назвать изучаемую тему, найти в учебнике на с. 38 вопрос, сформулировать учебную задачу. |
• Называют тему: «Простые и сложные предложения». Находят в учебнике с. 38, читают вопрос, определяют учебную задачу — учиться отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Организует и проводит предупредительный диктант (в зависимости от темпов работы класса можно ограничиться первым абзацем текста). Конец августа. Лето кончилось. В зелёной листве берёз появились жёлтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами. В воскресенье денёк выдался тёплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие. (Г. Скребицкий) |
• Слушают чтение каждого предложения, находят в словах орфограммы, обосновывают их написание, комментируют постановку знаков препинания, записывают под диктовку. По окончании проводят самопроверку. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Организует выполнение задания к упр. 53 в учебнике — нацеливает на сравнение сложных предложений с простыми предложениями с однородными членами. • Предлагает в парах выполнить задание к упр. 52 в рабочей тетради. • Создаёт условия для самостоятельной работы по заданию к упр. 54 в учебнике. Обращает внимание, что задание повышенной труднос/и Предлагает выбрать форму работы — индивидуально или в парах. • Предлагает прочитать домашнее задание — упр. 53 в рабочей тетради. |
• Читают предложения, определяют тип предложения (простое или сложное) по количеству грамматических основ, объясняют постановку запятых. Делают вывод о том, что в простых предложениях с однородными членами одна грамматическая основа, независимо от количества подлежащих или сказуемых, а в сложном предложении — две и более грамматических основ. • Читают и выполняют задание. В парах обсуждают постановку запятых, соотносят данные схемы с предложениями, выбирают схему № 2, доказывают правильность сделанного выбора. • Читают задание. Выбирают форму работы. Обсуждают, как отличить простые предложения с однородными членами от сложных предложений. Выписывают их в указанном порядке. Ставят запятые, объясняют их постановку. • Читают задание. Комментируют порядок выполнения. При необходимости задают вопросы. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает прочитать вопрос на с. 38 в учебнике, дать на него ответ, определить, решена ли учебная задача, выявить возникшие затруднения. |
• Читают вопрос. Опираясь на знания, полученные на уроке, формулируют полный ответ. Оценивает, решена ли поставленная задача. Выявляют причины возникших затруднений, планируют действия по преодолению затруднений. |
|||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (проверочные диктанты, с. 111 (тексты могут быть использованы для объяснительных или предупредительных диктантов). |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: распределить предложения в две группы. Перед простыми предложениями с однородными членами поставить цифру 1, перед сложными предложениями — цифру 2. [ ] На паутинках повисли красные, жёлтые, зелёные листики. [ ] Над душистыми кустами кружили бабочки, летали пчёлы, жужжали шмели. [ ] Шуршат, скачут, плывут, качаются на паутинках листья. [ ] Муравьи спешат по своим тропкам, несут засохшие веточки. [ ] Под тёплыми лучами солнца тает снег, звенит капель. |
||||
Дополнительные творческие задания: найти два-три примера простых предложений с однородными членами и два-три примера сложных предложений в стихах или прозе известных авторов. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||