Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Урок № 16


Тема: Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Tип: изучение нового материала.

Задачи:

• совершенствовать умение составлять текст по данному плану в соответствии с темой и главной мыслью;

• развивать умение отбирать материал для написания сочинения;

• развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

• отбирать материал по теме сочинения;

• составлять текст по готовому плану;

• грамотно записывать составленный текст.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• рассматривать картину, анализировать детали;

• составлять план работы;

• действовать согласно составленному плану;

• составлять монологический текст.

Личностные:

• осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной.

Межпредметные связи: чтение (работа над сочинением по картине).

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прослушать строчки стихотворения А. Пушкина, определить, о каком времени года идёт речь, поделиться впечатлениями об осени, вспомнить другие стихи.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

• Слушают чтение стихотворения, определяют, что речь идёт об осени. Делятся воспоминаниями, рассказывают о красоте этого времени года.

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу, назвать признаки хорошего текста, типы текстов.

• Читают тему урока, ставят учебную задачу — учиться составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Называют признаки хорошего текста, признаки разных типов текстов. Определяют, что сочинение по картине — это текст-описание.

Организация познавательной деятельности

• Предоставляет информацию о художнике.

Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан (1860—1900). Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие моменты, когда происходят изменения состояния природы. Художник обострённо чувствовал жизнь природы. Он писал: «Мало написать землю, надо передать чувства к этой земле». Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое её восприятие.

• Предлагает рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана, подумать, какие чувства хотел пробудить художник у зрителей, почему выбрал для картины такое название.

• Помогает определить тему и главную мысль будущего текста, просит продолжить фразы: Я хочу написать о...; Я хочу показать...

• Рекомендует рассмотреть план текста в упр. 48 учебника, уточнить, о чём нужно сказать в каждой части, подобрать слова и выражения, которые сделают текст интересным и выразительным.

• Организует работу по содержанию первой части текста. Спрашивает, как можно начать вступительную часть текста, просит продолжить предложение Передо мной картина известного художника И. И. Левитана...

• Создаёт условия для отбора материала ко второй части текста. Предлагает описать, какой стоит день, как выглядит небо, какой чувствуется воздух, какие слышатся звуки.

• Организует работу в парах для отбора материала к третьей и четвёртой частям текста.

• Предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста.

• Создаёт условия для самостоятельной индивидуальной работы — пересказать созданный текст, провести корректировку, затем записать.

• По окончании работы предлагает определить:

1) соответствует ли текст теме и замыслу (главной мысли) текста;

2) удалось ли понятно описать содержание картины;

3) удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;

4) грамотно ли записан текст.

• Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 49 в рабочей тетради.

• Слушают рассказ об И. И. Левитане.

• Рассматривают репродукцию картины в учебнике. Рассуждают о выборе названия, о чувствах, которые вызывает картина.

• Определяют тему и главную мысль сочинения.

• Читают пункты плана. Обсуждают содержание каждой части текста. Делают записи — подбирают материал к каждой части текста. Читают вслух одноклассникам, слушают и дополняют свои записи.

• Обсуждают, предлагают варианты, составляют продолжение на основе первого предложения.

• Выслушивают варианты, составленные одноклассниками. Обсуждают наиболее интересные из них.

• В парах составляют тексты согласно пунктам плана. Дополняют и корректируют варианты друг друга. Представляют на суд одноклассников. Выслушивают оценочные высказывания. Исправляют недостатки.

• Высказывают свои мнения. Выбирают наиболее точные варианты.

• Проговаривают составленный текст шёпотом, при необходимости корректируют, записывают в тетрадь.

• Проводят самопроверку по данным критериям.

• Читают задание. Комментируют выполнение.

Подведение итогов

• Предлагает поделиться впечатлениями о выполненной работе, предположить, где и когда составленный текст можно использовать.

• Обмениваются впечатлениями. Предполагают, что текст можно использовать во время экскурсии в музее, для знакомства с картиной и т. д.

Дополнительный материал: рассказ о художнике И. И. Левитане.

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания.

Дополнительные творческие задания: объединиться в группы для работы над проектом (учебник, с. 35), спланировать деятельность, распределить задания.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]