Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Урок № 16
Тема: Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». |
Tип: изучение нового материала. |
|||
Задачи: • совершенствовать умение составлять текст по данному плану в соответствии с темой и главной мыслью; • развивать умение отбирать материал для написания сочинения; • развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: • отбирать материал по теме сочинения; • составлять текст по готовому плану; • грамотно записывать составленный текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • рассматривать картину, анализировать детали; • составлять план работы; • действовать согласно составленному плану; • составлять монологический текст. |
Личностные: • осознавать эстетические потребности, чувство прекрасного при работе с картиной. |
||
Межпредметные связи: чтение (работа над сочинением по картине). |
||||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|||
Мотивация познавательной деятельности |
||||
• Предлагает прослушать строчки стихотворения А. Пушкина, определить, о каком времени года идёт речь, поделиться впечатлениями об осени, вспомнить другие стихи. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса... |
• Слушают чтение стихотворения, определяют, что речь идёт об осени. Делятся воспоминаниями, рассказывают о красоте этого времени года. |
|||
Актуализация необходимых знаний |
||||
• Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу, назвать признаки хорошего текста, типы текстов. |
• Читают тему урока, ставят учебную задачу — учиться составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Называют признаки хорошего текста, признаки разных типов текстов. Определяют, что сочинение по картине — это текст-описание. |
|||
Организация познавательной деятельности |
||||
• Предоставляет информацию о художнике. Картину «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан (1860—1900). Этого художника называют мастером пейзажа состояний и настроений. По большей части Левитан выбирал такие моменты, когда происходят изменения состояния природы. Художник обострённо чувствовал жизнь природы. Он писал: «Мало написать землю, надо передать чувства к этой земле». Его любовь к родине, к родной русской природе и определила столь поэтическое её восприятие. • Предлагает рассмотреть репродукцию картины И. И. Левитана, подумать, какие чувства хотел пробудить художник у зрителей, почему выбрал для картины такое название. • Помогает определить тему и главную мысль будущего текста, просит продолжить фразы: Я хочу написать о...; Я хочу показать... • Рекомендует рассмотреть план текста в упр. 48 учебника, уточнить, о чём нужно сказать в каждой части, подобрать слова и выражения, которые сделают текст интересным и выразительным. • Организует работу по содержанию первой части текста. Спрашивает, как можно начать вступительную часть текста, просит продолжить предложение Передо мной картина известного художника И. И. Левитана... • Создаёт условия для отбора материала ко второй части текста. Предлагает описать, какой стоит день, как выглядит небо, какой чувствуется воздух, какие слышатся звуки. • Организует работу в парах для отбора материала к третьей и четвёртой частям текста. • Предлагает обсудить, о чём можно рассказать в заключительной части текста. • Создаёт условия для самостоятельной индивидуальной работы — пересказать созданный текст, провести корректировку, затем записать. • По окончании работы предлагает определить: 1) соответствует ли текст теме и замыслу (главной мысли) текста; 2) удалось ли понятно описать содержание картины; 3) удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем; 4) грамотно ли записан текст. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 49 в рабочей тетради. |
• Слушают рассказ об И. И. Левитане. • Рассматривают репродукцию картины в учебнике. Рассуждают о выборе названия, о чувствах, которые вызывает картина. • Определяют тему и главную мысль сочинения. • Читают пункты плана. Обсуждают содержание каждой части текста. Делают записи — подбирают материал к каждой части текста. Читают вслух одноклассникам, слушают и дополняют свои записи. • Обсуждают, предлагают варианты, составляют продолжение на основе первого предложения. • Выслушивают варианты, составленные одноклассниками. Обсуждают наиболее интересные из них. • В парах составляют тексты согласно пунктам плана. Дополняют и корректируют варианты друг друга. Представляют на суд одноклассников. Выслушивают оценочные высказывания. Исправляют недостатки. • Высказывают свои мнения. Выбирают наиболее точные варианты. • Проговаривают составленный текст шёпотом, при необходимости корректируют, записывают в тетрадь. • Проводят самопроверку по данным критериям. • Читают задание. Комментируют выполнение. |
|||
Подведение итогов |
||||
• Предлагает поделиться впечатлениями о выполненной работе, предположить, где и когда составленный текст можно использовать. |
• Обмениваются впечатлениями. Предполагают, что текст можно использовать во время экскурсии в музее, для знакомства с картиной и т. д. |
|||
Дополнительный материал: рассказ о художнике И. И. Левитане. |
||||
Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания. |
||||
Дополнительные творческие задания: объединиться в группы для работы над проектом (учебник, с. 35), спланировать деятельность, распределить задания. |
||||
Самоанализ |
||||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
||