Состав слова

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

Состав слова

Уроки № 162-163


Тема: Состав слова.

Тип: повторение изученного материала.

Задачи:

• развивать умение выполнять разбор слова по составу, указывать роль значимых частей слова;

• развивать умение находить группы однокоренных слов, образовывать однокоренные слова разных частей речи;

• развивать речь учащихся, умение составлять текст по данному началу.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть значимые части слова, указывать их роль;

• разбирать слова по составу;

• называть признаки однокоренных слов;

• образовывать группы однокоренных слов;

• различать правописание предлогов и приставок;

• составлять продолжение текста по данному началу.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• учитывать разные мнения в сотрудничестве;

• принимать решение на основе сравнения разных точек зрения;

• адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:

• проявлять интерес к изучаемому предмету;

• стремиться к проявлению познавательных способностей.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Создаёт условия для самостоятельной работы по заданию к упр. 279 в учебнике. Предлагает выбрать любую форму работы — индивидуально, в парах, в группах.

• Выбирают форму работы. Отбирают информацию для сообщения о значимых частях слова. Обращаются к разным источникам информации. Представляют сообщения. Комментируют последовательность действий для нахождения значимых частей в данных словах. При необходимости корректируют ответы одноклассников.

Мотивация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать тему урока, определить учебную задачу, обосновать значимость изучения данной темы.

• Находят в учебнике на с. 130 название темы. Ставят учебную задачу — учиться находить значимые части слова, объяснять их роль.

Организация познавательной деятельности

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 280 в учебнике.

• Создаёт условия для работы в парах по заданию к упр. 281 в учебнике.

• Предлагает самостоятельно выполнить задание к упр. 282 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 283 в учебнике.

• Вовлекает учащихся в беседу по заданию к упр. 284 в учебнике.

• Создаёт условия для работы индивидуально или в парах по заданию к упр. 285 в учебнике.

• Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 286 в учебнике.

• Читают задание. Определяют, какие знания потребуются для выполнения задания. Определяют последовательность действий. Выполняют задание самостоятельно. По окончании представляют результаты. Рассуждают о способах образования однокоренных слов — суффиксальном и приставочно-суффиксальном. Объясняют лексическое значение слов.

• Читают задание. Комментируют порядок выполнения. После списывания проводят взаимопроверку в парах — оценивают, правильно ли вставили пропущенные буквы. Делают вывод о том, что название птиц произошло от особенностей их внешнего вида, подбирают однокоренные слова.

• Читают и выполняют задание самостоятельно. После выполнения в парах проводят взаимопроверку — обсуждают разбор слов по составу. Доказывают правильность выполнения задания.

• Читают задание. Выясняют, что для выполнения задания необходимо уточнить, какие слова называются сложными. Вспоминают, приводят примеры. Записывают сложные слова. При обсуждении результатов выполнения доказывают, что слова являются сложными, объясняют их лексическое значение.

• Читают и списывают текст. Проводят самопроверку — соотносят с образцом. Рассуждают и делают вывод о том, что в слове метро буква о является частью корня, а в слове темно — суффиксом, так как первое слово — неизменяемое имя существительное, а второе — наречие.

• Читают задание. Определяют достаточность знаний о правописании предлогов и приставок. Вспоминают и проговаривают правило. Выбирают форму работы. Составляют и представляют словосочетания. По желанию составляют текст-совет на предложенную тему. Выслушивают друг друга.

• Читают задание. Планируют деятельность по выполнению. Списывают текст, раскрывая скобки. В парах проверяют правильность написания предлогов и приставок. Анализируют содержание текста по вопросам. Предполагают дальнейшее развитие событий с учётом характера кота. Придумывают продолжение текста. Рассказывают в классе. Оценивают достоверность описанных событий, их выразительность. Отмечают наиболее точные и интересные варианты.

Подведение итогов

• Предлагает уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, обосновать своё мнение.

• Называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие при выполнении заданий затруднения.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом, задание 4, с. 151).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 169 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: пересказать текст из упр. 286, выступая в роли кота, придумать продолжение.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]