Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами
Урок № 14
Тема: Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. |
Тип: изучение нового материала. |
||
Задачи: • способствовать развитию умения распознавать предложения с однородными членами без союзов и с союзами; • формировать умение расставлять запятые в предложениях с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • развивать умение составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; • составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; • объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами; • расставлять знаки препинания в предложениях е однородными членами. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выявлять достаточность или недостаточность информации; • находить источники информации; • работать со схемами предложений. |
Личностные: • проявлять интерес к изучаемому предмету. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над выразительностью чтения). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Проводит восстановленный диктант. Читает текст, предлагает выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти всё предложение. По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберёзовики, скользкие грузди и душистые рыжики. |
• Слушают текст, выполняют задание. После записи текста диктанта проводят самопроверку и самооценку — соотносят с образцом. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт проблемную ситуацию — просит объяснить постановку запятых в предложении из восстановленного диктанта. Предлагает обратиться к информации в учебнике, нацеливает на формулирование темы, учебной задачи. |
• Выявляют недостаточность знаний о постановке пунктуационных знаков. Находят с. 30 в учебнике, читают тему, формулируют учебную задачу — учиться ставить запятые между однородными членами предложения, соединёнными союзами. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Предлагает выполнить задание к упр. 39 в учебнике — провести наблюдение за постановкой запятых в предложении с однородными членами без союзов и с союзом и. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 40 в учебнике. • Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по выбору. Базовый уровень. Составить из каждой пары предложений одно, но с однородными членами. Расставить запятые. Искры от костра извивались. Они падали и шипели. Лисята гонялись друг за другом. Они толкались и кусались. Ласточка летает с раскрытым клювом. Она ловит добычу на лету. Повышенный уровень. Задание к упр. 41 в учебнике. • Предлагает выполнить задание к упр. 42 в учебнике — провести наблюдение за постановкой запятых в предложении с однородными членами с союзами а, но. • Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию к упр. 43 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 45 в рабочей тетради. |
• Читают пары предложений, соотносят со схемами, сравнивают и делают вывод, когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится. Проверяют правильность сделанных выводов по информации, представленной в учебнике на с. 31. • Читают задание. Расставляют, где нужно, запятые. Объясняют, опираясь на изученное правило. Читают предложение с правильной интонацией. • Читают и выбирают задания в зависимости от уровня усвоения учебного материала. Выполняют задание. По окончании работы, если возникают вопросы, обсуждают. • Читают предложения, соотносят со схемами, сравнивают и делают вывод о том, что в предложении с однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая. Проверяют правильность сделанных выводов по информации, представленной в учебнике на с. 32. • Читают стихи. Обсуждают содержание по вопросам. Объясняют постановку знаков препинания. Готовятся и записывают один из отрывков по памяти. После записи соотносят с образцом, проводят самопроверку и самооценку. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает перечитать текст восстановленного диктанта, записанного в начале урока, объяснить постановку запятых. Просит соотнести учебную задачу и результаты учебной деятельности на уроке, сделать выводы. |
• Возвращаются к записанному тексту, объясняют постановку знаков препинания, опираясь на правила, изученные на уроке. Делают выводы о выполнении или невыполнении учебной задачи. Планируют дальнейшую деятельность. |
||
Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (задание конструктивного характера, с. 110, задания 3, 4). |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить упр. 44 в рабочей тетради. |
|||
Дополнительные творческие задания: составить памятку о постановке запятых в предложении с однородными членами без союзов и с союзами. |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|