Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени - Урок 4
Урок № 141
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
Тип: повторение изученного материала. |
||
Задачи: • учить задавать вопросы к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени при образовании форм глагола; • создавать условия для выбора последовательности действий при написании безударных личных окончаний глаголов; • учить обосновывать правильность написания безударных личных окончаний глаголов. |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: • определять лицо, число и спряжение глаголов; • использовать алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме; • при образовании форм глагола правильно ставить вопрос; • выбирать последовательность действий при выборе безударных личных окончаний глаголов; • восстанавливать деформированный текст. |
Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • составлять план и последовательность действий; • адекватно принимать замечания со стороны одноклассников, учителей; • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
Личностные: • проявлять творческое воображение, фантазию для реализации своих потенциальных возможностей; • проявлять интерес к изучаемому предмету. |
|
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом). |
|||
Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа. |
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
• Организует подготовку и проведение письма по памяти. Даёт задание — определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь — туман, а поутру Весенний воздух дымкою синеет В далёких просеках в бору. (И. Бунин) |
• Самостоятельно знакомятся с текстом. Планируют подготовку к письму по памяти. Соотносят запись с образцом. Называют спряжение глаголов. Проводят самопроверку. |
||
Мотивация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт проблемную ситуацию — предлагает определить, одинаковые ли будут личные окончания у глаголов решать — решить, укреплять — укрепить, отвечать — ответить. • Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи. |
• Высказывают предположения. Объясняют свою точку зрения. • Определяют тему урока. Ставят учебную задачу — учиться определять спряжение глаголов, различать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 196 в учебнике. • Организует работу в парах по заданию к упр. 124 в рабочей тетради. • Предлагает выполнить задание к упр. 197 в учебнике. • Предлагает рассмотреть домашнее задание — упр. 125 в рабочей тетради. |
• Читают глаголы. Определяют сходство и различие. Задают вопросы к каждому глаголу. Указывают спряжение глаголов. Делают вывод о том, что нужно быть внимательным при постановке вопроса к неопределённой форме глагола. Образуют от каждого глагола форму 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Обращают внимание на постановку вопросов. Делают вывод. Соотносят сделанный вывод с информацией в учебнике на с. 96. При необходимости вносят изменения или дополнения. • В парах читают задание. Подбирают глаголы по указанным признакам. Обосновывают свой выбор. Представляют результаты в классе. Проводят самопроверку. • Читают задание. Определяют последовательность действий. Самостоятельно выполняют задание. По окончании представляют и обсуждают результаты выполнения задания. Проводят самопроверку. • Читают задание. При необходимости задают уточняющие вопросы. |
||
Подведение итогов |
|||
• Предлагает вернуться к проблемному вопросу, обосновать ответ, уточнить учебную задачу, оценить, смогли ли решить её на уроке, объяснить своё мнение. |
• Вспоминают проблемный вопрос, отвечают на него, называют учебную задачу, уточняют, чему учились на уроке, какой материал повторили или что нового узнали, обсуждают возникшие затруднения при выполнении заданий. |
||
Дополнительный материал: списать текст, вставляя пропущенные буквы, указать спряжение глаголов. В тундре летом семь погод на день: се...т, ве...т, ду...т, студ...т, моч...т, гре...т, суш...т. Приползёт туча, и накро...т тундру холодная тень. Вторая дождиком смоч...т. Третья иссечёт ледяной крупой, а быва...т, и снегом присыпл...т. (Н. Сладков) |
|||
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу. 1. Указать глагол, который относится ко II спряжению. [ ] копать [ ] открывать [ ] слышать 2. Указать глагол, который относится к I спряжению. [ ] просить [ ] брить [ ] пилить 3. Указать, какое окончание не относится к I спряжению. [ ] -aт [ ] -ем [ ] -ешь 4. Указать, у глаголов какого лица и числа в окончании пишется мягкий знак. [ ] 3-е л., ед. ч. [ ] 2-е л., ед. ч. [ ] 1-е л., ед. ч. 5. Указать, в каком глаголе надо писать окончание -ит. [ ] заправля... [ ] стел... [ ] прос... |
|||
Дополнительные творческие задания: составить текст на тему «Откуда у рыси кисточки на ушах?». |
|||
Самоанализ |
|||
Достижения |
Сложности |
Предложения |
|