I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени

Русский язык поурочные разработки - Технологические карты уроков

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени

Урок № 135


Тема: I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

• создавать условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения в настоящем времени;

• создавать условия для сравнения окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем времени в разных лицах и числах;

• учить определять спряжение глаголов в настоящем времени.

Планируемые результаты

Предметные:

• называть личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени;

• определять лицо, число и спряжение глаголов в настоящем времени по личным окончаниям;

• определять спряжение глаголов в настоящем времени.

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

• анализировать информацию, представленную в таблице;

• находить нужную информацию, составлять и представлять сообщение;

• планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей;

• проводить самооценку, взаимооценку.

Личностные:

• осознавать важность изучения русского языка.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Предлагает выполнить задание — прочитать группы слов, определить их общий признак, добавить в каждую группу по одному слову.

Иду, шагаю, ступаю, ....

Бросаешь, кидаешь, швыряешь.................

Выдумывает, придумывает, сочиняет, ....

Плачем, рыдаем, хныкаем, ....

• Читают группы слов. Называют признаки каждой группы. Приходят к единому мнению, что в каждой группе есть глаголы-синонимы, стоящие в настоящем времени, имеющие определённое число, лицо и одинаковые личные окончания. Добавляют по одному глаголу (топаю, мечешь, фантазирует, ревём). Могут испытывать затруднение, так как не умеют определять написание безударного личного окончания глаголов.

Мотивация познавательной деятельности

• Просит уточнить, какие ещё личные окончания глаголов знают.

• Задаёт проблемный вопрос: От чего зависит личное окончание глагола? Нацеливает на уточнение информации по учебнику.

• Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу.

• Называют все личные окончания глаголов настоящего и будущего времени в единственном и множественном числе.

• Высказывают предположения. Обсуждают все варианты. Находят в учебнике с. 88.

• Читают тему урока. Ставят учебную задачу — узнать личные окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени.

Организация познавательной деятельности

• Предлагает прочитать правило на с. 88 в учебнике, объяснить, что узнали из этой информации, что поняли.

• Создаёт условия для наблюдения за личными окончаниями глаголов I и II спряжения по заданию к упр. 180 в учебнике.

• Организует работу в парах по заданию к упр. 181 в учебнике.

• Создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию к упр. 182 в учебнике.

• Предлагает выполнить дополнительное задание — прочитать глаголы, выписать в две группы: в первую — глаголы I спряжения, во вторую — глаголы II спряжения, выделить окончания, указать время, лицо и число глаголов.

Спешат, встанете, висим, сторожат, бежит, позовёшь, светят, лежим, начнём, горит, споёт, полетите, растут, стучишь, смотришь, встречают, шьют.

• Предлагает записать домашнее задание — определить спряжение глаголов кричать, гореть, петь, течь, проспрягать их, выделить личные окончания, проверить их написание по таблице на с. 88 в учебнике.

• Читают правило. Комментируют.

• Читают информацию, представленную в таблице. Проводят наблюдение по вопросам из упражнения. Делают вывод о том, что ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения пишутся одинаково.

Сообщают о том, что личные окончания глаголов I и IIспряжения одинаковы только в форме 1-го лица единственного числа, в других формах они различаются. Проверяют сделанные выводы — соотносят с информацией в учебнике на с. 88.

• Читают задание. Выполняют его в парах — определяют по личному окончанию спряжение, лицо и число глагола. Выполняют взаимопроверку и взаимооценку.

• Читают стихотворение А. Барто, анализируют содержание, называют глаголы в прямом и переносном значении. Объясняют свой ответ. Определяют общие грамматические признаки глаголов (время, лицо, число). Называют спряжение глаголов. Объясняют свои действия.

• Слушают задание. Выполняют его самостоятельно. В парах проводят взаимопроверку. Доказывают правильность выполнения задания.

• Слушают и записывают задание.

Подведение итогов

• Предлагает составить сообщение, которое помогло бы убедить одноклассников в необходимости изучения темы урока. (Возможны сообщения в юмористической форме, от лица разных персонажей, представителей разных эпох, людей разных профессий и т. д.).

• Готовят сообщение и представляют его одноклассникам.

Дополнительный материал: Сборник диктантов и самостоятельных работ (зрительный диктант «Входишь в лес...», с. 144).

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить задание к упр. 112 в рабочей тетради.

Дополнительные творческие задания: составить задания для одноклассников по изучаемой теме.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения















Для любых предложений по сайту: [email protected]