Простые и сложные предложения

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Простые и сложные предложения

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске четыре предложения и схемы к ним.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.

Пришел сентябрь.

Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

Птицы улетают в теплые края.

Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схему. Сформулируйте к ним задание.

Надо написать предложения в соответствии со схемами.

Учитель. Прочитайте два первых предложения. Найдите в них общее.

Это повествовательные предложения. В каждом по одной грамматической основе.

Учитель. Прочитайте третье и четвертое предложения. Отметьте в них общее.

В третьем и четвертом предложениях по две грамматических основы.


2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными.

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения».

На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;

2) учиться различать ... и ...;

3) учиться ставить ....

Цель урока; познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.


3. Изучение косого материала

Учитель. Итак, мы с нами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?

В каждом сложном по два простых предложения.

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения. Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу.

Учитель. Обобщите ноши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных.

Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно.

Учитель. Посмотрите не первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного.

Учитель обводит кружочком союз и.

Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза.

Учитель. Как называются такие сложные предложения — союзными или бессоюзными?

Такие сложные предложения называются союзными.

Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.

Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного.

Учитель выделяет запятые.

Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми.

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие — бессоюзными?

5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

Прибл...жался конец сентября а ...ктябрь пахнет к...пустой

Небо зат...нулось обл...ками а х..л...да ещё не наступили

Сад был густой и в...твистый пошёл тихий серый дождь

С...нтябрь благоухает ябл...ками но листья уже опали

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении и об осени. Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.

Надо соединить между собой подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения. Поставить недостающие знаки пре пинания. Вставить пропущенные буквы.

Учитель. Составьте и напишите сложные предложения.

Прочитайте составленные предложения со знаками препинания.

Выделите одно сложное предложение по своему признаку.

Можно выделить предложение Небо затянулось облаками, пошел гнили» серый дождь. Это бессоюзное сложное предложение, а остальные — союзные.

Учитель. С помощью каких союзов, кроме союза и могут соединяться между собой простые предложения в составе сложного?

Кроме союза и, простые предложения могут соединяться в составе сложного с помощью союзов а, но.

Учитель. Расскажите, как вы написали слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам.


Упражнение 2 (написано на доске)

Ждет отдыха уставшая за лето земля к зиме готовится природа.

Огород уже пере копан но на одной грядке матово голубеют крепкие кочаны и одиноко тоскует подсолнух.

Днем дождь копошится в опавших тополиных листьях ночью иней покрывает пашни а по утрам разливаются молочные туманы.

Горьковато пахнут опавшие листья и ярким костром пылает калиновый куст.

Шифр: 3(a): 3(но, и); 2(и): 2.

Учитель. У осеки много примечательных явлений. Именно о них идет речь в осенней зарисовке, которую вам надо составить из предложений. Для этого внимательно прочитайте предложения и соотнесите их с шифром.

Скажите, какую работу вы должны выполнить.

Надо сначала написать сложные предложения, которые состоят из трех простых, а затем — из двух.

Учитель. Как вы установите очередность первых двух сложных предложений и последних?

Очередность можно установить по смыслу и по союзам.

Учитель. Какую еще работу надо сделать в сложных предложениях?

Надо поставить знаки препинания.

Учитель. Назовите первое сложное предложение со знаками препинания.

Днем дождь копошится в опавших тополиных листьях, ночью иней покрывает пашни, а по утрам разливаются молочные туманы.

Учитель. Напишите это и остальные предложения в соответствии с шифром.

Какой вывод можно сделать по новой теме в связи с выполненным упражнением?

В сложном предложении может быть и два, и три простых предложения.

Учитель. Может быть и более трех простых предложений. А теперь вспомните, с какими орфограммами вы группировали слова в первом предложении, и скажите, какую работу можно выполнить со словами второго предложения.

Можно продолжить группировку слов на эти правила.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Назовите слово из упражнения, в котором всего два согласных звука, оба звонкие, мягкие.

Это слово иней.

Учитель. Подберите более общее понятие к слову иней.

Иней — это маленькие кристаллы снега.

Учитель, Как они образуются?

Они образуются из-за того, что происходят испарения на какой-либо охлаждающейся поверхности.

Учитель. Дайте полное определение слову иней.

Иней — это маленькие кристаллы снега, которые образуются из-за того, что происходят испарения на охлажденной поверхности.

Учитель. Расскажите о правописании слова иней.

В слове иней два слога. Первый слог ударный. Безударная гласная е. Ее надо запомнить.

Учитель. Составьте предложения со словом иней в соответствии со схемами на доске. Внесите необходимые изменения в схемы предложений.


6. Итог урока

Учитель. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили о простом и сложном предложениях.

Учитель. Обобщите этот материал по плану, который мы использовали на уроке, добавив к нему выводы, полученные во время выполнения упражнений.

Ответы детей.

Дается задание на дом. Оцениваются знания детей.






Для любых предложений по сайту: [email protected]