Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
шутиш..., з...дача, м...л...дой, г...тара, чистиш..., л...бяжий, тащиш....
Учитель. Прочитайте слова вслух.
Распределите слова на три группы по трем признакам одновременно. Назовите признаки, по которым можно разделить эти слова на группы.
Эти слова можно разделить на группы по частям речи, имеющимся в них орфограммам и характеристике согласных звуков.
Учитель. Назовите слова первой группы. Обоснуйте свой ответ.
В первую группу можно включить слова шутишь, чистишь, тащишь. Это глаголы во втором лице единственного числа. В них после ш пишется мягкий знак. В этих словах все согласные глухие.
Учитель. Какие согласные составили вторую группу?
Вторую группу составили слова задача, гитара. Это имена существительные. В них есть непроверяемая безударная гласная. В слове задача пишется буква а, в слове гитара — и. В этих словах есть и звонкие, и глухие согласные.
Учитель. Расскажите о третьей группе слов.
К третьей группе относятся слова молодой, лебяжий. Это имена прилагательные. В корнях этих слов есть проверяемые безударные гласные. В слове молодой — две безударные гласные о. Проверочные слова: молодость, молоденький. В слове лебяжий — безударная гласная е. Проверочное слово лебедь. Все согласные в этих словах звонкие.
Учитель. Что есть общего во всех этих слонах?
В этих словах одинаковый состав: корень и окончание.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Учитывая морфологический и орфографический признаки, которые помогли вам сформировать группу с большим количеством слов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Первую группу составили глаголы во втором лице единственного числа с мягким знаком после шипящих. Значит, тема сегодняшнего урока — «Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа».
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске:
1) Обобщить изученное о ...;
2) повторить правило о ...;
3) совершенствовать навык ...;
4) познакомиться с .
Цель урока: обобщить все изученное о глаголе; повторить правило о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа; совершенствовать навык правописания слов с этой орфограммой; познакомиться с новым словарным словом.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Расскажите, что такое глагол по следующему плану:
1. Глагол как часть речи.
2. Как изменяются глаголы?
3. Роль глагола в предложении.
Приведите свои примеры.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
жаловат...ся
провериш...
считат...ся
начинае...
советоват...ся
Учитель. Прочитайте слова. Установите порядок их записи. Сформулируйте задание.
В каждом столбике чередуются глаголы в неопределенной форме на -ться с глаголами во втором лице единственного числа. В третьем столбике первым написан глагол в неопределенной форме. Значит, вместо вопросительного знака надо написать глагол во втором лице единственно го числа. Вставить пропущенные буквы.
Учитель. Назовите глагол во втором лице единственного числа, который можно вставить вместо вопросительного знака.
Напишите слова этого упражнения, сгруппируйте их по форме глагола. Вставьте пропущенные буквы.
Расскажите правило о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
Упражнение 2
Действия |
Результат |
загораеш..., плаваеш... |
закаливаеш...ся |
1) Заболеваеш..., заражаеш...ся, переохлаждаеш...ся;
2) гуляеш..., отдыхаеш..., спиш...;
3) осматриваеш..., лечиш..., перевязываеш...;
4) побеждаеш... болезнь, соблюдаеш... режим, принимаеш... лекарство.
Учитель. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте ряды слов и словосочетаний. Сформулируйте к ним свое задание.
Слова и словосочетания надо распределить в две графы таблицы. В первую графу вписать слова и словосочетания, обозначающие действия, которые надо осуществить, чтобы получить результат. В каждую строку этой графы надо добавить глагол, обозначающий подходящее по смыслу действие. Глагол, обозначающий результат этих действий. следует вписать во вторую графу таблицы. В словах вместо точек вставить пропущенные буквы.
Часть задания выполняется коллективно, часть — самостоятельно. Задание проверяется.
Учитель. Расскажите о написании приставок в словах, сгруппировав их в зависимости от имеющихся в них гласных.
После выполнения задания повторяется правило о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. А сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Вы его назовете, если правильно выполните мои задания. Определите орфограмму в слоне сугроб. Присоедините к ней букву, которая является непроверяемой безударной гласной в слове тренер. Добавьте к этим двум буквам корень слова отрежу и окончание слова сотрешь. Назовите новое словарное слово.
Это слово бережешь.
Учитель. Как вы понимаете значение слова бережешь?
Бережешь — значит, сохраняешь.
Бережешь — значит, принимаешь меры предосторожности, остерегаешься.
Учитель. Найдите в орфографическом словаре слово бережешь. Напишите его с комментированием.
Еще раз прочитайте слова и словосочетания упражнения 2. Подумайте о сохранении чего могла бы идти речь, если бы на его основе мы составляли предложения или текст.
На основе этого упражнения речь могла бы идти о сохранении здоровья.
Учитель. Составьте предложение на эту тему, используя новое словарное слово. Запишите его, подчеркните орфограммы.
6. Тренировочные упражнений (продолжение)
Упражнение 3
Сохранить здоровье человеку помогают обширные хвойные и лиственные леса, обилие рек и озер, физическая работа на свежем воздухе,
Слушая благозвучную , ты улучшаеш... свое настроение, стимулируеш... ритмичность процессов в организме, повышаеш... работоспособность. Значит, бережеш... здоровье.
Учитель. Многие факторы помогают человеку сберечь свое здоровье. Некоторые из них очень необычные. Об одном таком необычном факторе говорится в нашем упражнении. Прочитайте его. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Музыка.
Учитель. Напишите ту часть текста, которая соответствует теме сегодняшнего урока. Вместо точек вставьте нужную букву.
Найдите слова, непосредственно связанные с темой сегодняшнего урока. Расскажите, как вы их написали.
Выделите группу слов с непроверяемой безударной гласной. Подчеркните в них орфограмму.
Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Назовите существительное, в котором звуков больше, чем букв.
Что есть общего и в чем различия двух написанных предложений?
7. Итог урока
Учитель. Какое правило мы повторяли сегодня на уроке?
Мы повторяли правило о правописании мягкого знака после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
Учитель. Расскажите правило. Приведите примеры глаголов во втором лице единственного числа, в которых пишется мягкий знак после шипящих.
Ответы учеников.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность детей на уроке.