Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа
На доске — три рисунка с изображением гитары, виолончели, баяна.
Учитель. Сегодня мы качнем урок русского языка со словарно-орфографической работы. Нам предстоит познакомиться с тремя новыми словами. Их вы определите с помощью картинок.
Все три слова имеют одинаковое родовое понятие. Назовите его.
Это музыкальные инструменты.
Учитель. Какие это музыкальные инструменты?
Это гитара, виолончель, баян.
Учитель. Постарайтесь найти разницу в этих музыкальных инструментах и сформулируйте лексическое значение каждого слова. Итак, что такое гитара?
Гитара — это струнный музыкальный инструмент с деревянным корпусом а виде восьмерки.
Учитель. Что такое виолончель?
Виолончель — это смычковый музыкальный инструмент, размером больше скрипки, но меньше контрабаса.
Учитель. Сформулируйте лексическое значение слова баян.
Баян — это музыкальный инструмент с несколькими рядами кнопок, или клавишей.
Учитель. Порядок нашей работы с. данными словами отражает последовательность появления инструментов. Что вы поэтому поводу можете сказать?
Из трех музыкальных инструментов первой появилась гитара, затем — виолончель и баян.
Учитель. Запишите слова гитара, виолончель, баян в тетради столбиком с комментированием.
Пишем слово гитара. В нем три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная и. Подчеркиваем ее и запоминаем.
Аналогичным образом записываются остальные слова. На доску прикрепляется схема.
Учитель. А теперь внимательно рассмотрите запись и сформулируйте к ней свое задание.
От слов левого столбика надо образовать новые слова с помощью суффикса -ист.
Учитель. Образованные слова напашите напротив соответствующих им однокоренных слов.
Прочитайте полученные пары слов.
Гитара — гитарист; виолончель - виолончелист; баян — баянист.
2. Формулирование теми и цели урока
Учитель. Назовите главный общий признак данных слов.
Это имена существительные.
Учитель. Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?
Существительные левого столбика отвечают на вопрос что?, а существительные правого столбика на вопрос кто?
Учитель. Скажите, как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?, и как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, называются одушевленными, а отвечающие на вопрос что? — неодушевленными. Значит, тема сегодняшнего урока — «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Учитель пишет на доске тему урока.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и опорные слова на доске.
1) Повторить все ...;
2) учиться отличать и находить в ... и ... речи ....
Цель урока: повторить все об одушевленных и неодушевленных именах существительных; учиться отличать и находить в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные имена существительные.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Еще раз скажите, какие имена существительные называются одушевленными, а какие — неодушевленными.
Какие группы существительных являются одушевленными?
Имена существительные, обозначающие людей и животных, являются одушевленными.
Учитель. Какие имена существительные являются неодушевленными?
Все остальные имена существительные являются неодушевленными.
Учитель. Обобщите материал и расскажите все об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Прочитайте материал учебника об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Сравните его с нашим выводом.
Расскажите об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Сопровождайте свой ответ примерами о музыкальных инструментах.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Название музыкального инструмента |
Индивидуальные признаки |
Общие признаки |
флейта |
||
б...р...бан |
||
скрипка |
||
р...яль |
||
г...тара |
Слова для справок: смычок, аккорд, палочки, ноты, музыка, кнопки, к...мп...зитор, исп...лнитель, клавиши, струны, ...ркестр, музыкант.
Учитель. Рассмотрите таблицу. Прочитайте слова в ней и слова для справок. Сформулируйте свое задание.
Надо к музыкальным инструментам, названия которых написаны в первой графе, подобрать индивидуальные признаки. Написать эти признаки во второй графе. В третью графу написать слова, которые относятся ко всем музыкальным инструментам. Для этого нужно использовать слова для справок. Вставить пропущенные буквы.
Учитель. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной а.
Барабан, аккорд.
Учитель. Перечислите слова, в которых вы написали безударную гласную о и исключите одно из них по самостоятельно найденному признаку.
В словах рояль, композитор, оркестр, исполнитель пишется безударная гласная о. Из них можно исключить слово исполнитель. В нем проверяемая безударная гласная о. Проверочное слово исполнил. В остальных словах непроверяемая безударная гласная о.
Учитель. Написание какого слова мы не объяснили?
Слово палочки пишется без мягкого знака, так как в сочетаниях чк, чн мягкий знак не пишется.
Учитель. Найдите в упражнении неодушевленное имя существительное, в котором все согласные звонкие, непарные.
Рояль.
Учитель. Назовите одушевленные имена существительные и обоснуйте свой ответ.
Упражнение 2
Карточка 1
1. Веселое пение жаворонка звонкое журчание ручейки раздольные мелодии — все доступно ... в руках мастера.
2. Когда трогают струны ..., кажется, что трогают струны твоей души.
3. Если нужно выразить музыкой грусть и печаль, ... нет равных.
Карточка 2
1. ... исходит в томном стоне
2. Поговори со мной ... семиструнная.
3. Вскинул на плечо ремень... и рассыпал сердце по ладам.
Учитель. Внимательно прочитайте предложения на карточках. Вместо многоточия вставьте подходящее по смыслу название музыкального инструмента из числа тех, с которыми мы познакомились во время словарно-орфографической работы.
А теперь сформулируйте к карточкам свое задание.
Надо соединить между собой предложения, в которых говорится об одном и том же музыкальном инструменте.
Учитель. Назовите первую пару предложений. Обоснуйте свои действия.
Можно объединить первое предложение в первой карточке и третье — во второй. В них речь идет о баяне.
Предложения зачитываются.
Учитель. Что еще есть общего в этих двух предложениях?
Это предложения с однородными членами. В первом предложении — однородные подлежащие: пение, журчание, мелодии. Между ними ставятся запятые. Во втором предложении этой пары — однородные сказуемые: вскинул, рассылал. Между ними запятая не ставится, так как есть союз и.
Учитель. Какие еще можно объединить предложения и почему?
Можно объединить вторые предложения. В них говорится о гитаре.
Учитель. Чем отличаются предложения второй пары?
Первое предложение второй пары сложное, а второе — простое. В простом предложении есть обращение гитара семиструнная. Оно стоит в конце предложения. Перед ним надо поставить запятую. В сложном предложении нет обращения.
Учитель. Прочитайте последнюю пару предложений со вставленными словами.
Скажите, почему стоит запятая в первом предложении этой пары.
Это предложение сложное, поэтому в нем ставится запятая.
Учитель. Напишите простое предложение с однородными членами, в котором есть одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Назовите слово из предложений на карточках, в котором пишется безударная гласная о, но не в тех орфограммах, которые были в предыдущем упражнении.
Это слово поговори. Безударная гласная о здесь пишется не только в корне, но и в приставке по-. Приставки па не бывает.
Учитель. Назовите слова из предложений на карточках, в которых в качестве орфограммы выступают согласные буквы.
Скажите, о какой группе одушевленных существительных мы сегодня не говорили?
Мы не говорили сегодня об одушевленных именах существительных, которые обозначают животных.
Учитель. Составьте предложение, чтобы в нем были имена существительные, обозначающие животных, и чтобы в нем речь шла о музыкальных инструментах.
Проказница-мартышка, осел, козел и косолапый мишка затеяли сыграть квартет.
5. Итог урока
Учитель, О чем мы говорили сегодня на уроке?
Сегодня мы говорили об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Учитель. Расскажите все, что пи знаете об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Приведите примеры на тему урока.
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учеников на уроке.