Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Основа слова
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написано предложение:
Д...брота — ...дно из лучших ч...л...веческих кач...ств.
Учитель. Прочитайте вслух предложение. Расскажите о написании безударных гласных в корнях слов этого предложения. Постройте ваш рассказ по плану, код которого 1(о):2(о):2(е).
В предложении имеется одно слово с проверяемой безударной, гласной о в корне, две непроверяемые безударные гласные о и две непроверяемые безударные гласные е. Проверяемая безударная гласная о находится в слове доброта. Проверочное слово добрый. Непроверяемая безударная гласная о находится в словах одно и человеческих. Их надо запомнить. Непроверяемая безударная гласная е пишется в словах человеческих и качеств. Их тоже надо запомнить.
Учитель. Выделите окончание в словах предложения.
Расскажите все, что вы знаете об окончании.
Какое значение слова заключается в окончании. Проиллюстрируйте ответ примерами.
В окончании заключается грамматическое значение слова.
Приводятся примеры.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Обозначьте значком часть слова, оставшуюся после выделения окончания.
Как вы считаете, какая часть в слове является основной — окончание или та, которая остается после выделения окончания?
Основной является та часть, которая остается после выделения окончания,
Учитель. Если эта часть является основной, то как она, по-вашему, может называться?
Эта часть может называться основой, слова.
Учитель. В соответствии с нашими рассуждениями сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока — «Основа слова».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.
1) Узнать, что ... и какова ее в .
2) учиться находить в их .
Цель урока — узнать, что такое основа слова и какова ее роль в слове; учиться находить в словах их основы.
3. Изучение нового материала
На доске написаны слова:
сегодня, быстро, низко.
Учитель. Давайте вернемся к нашему предложению. Мы видим, что в каждом слове этого предложения есть окончание. Если слово имеет окончание, то оно изменяемое или неизменяемое?
Если слово имеет окончание, то оно изменяемое.
Учитель. Скажите, что такое основа, учитывая, что она находится в изменяемом слове.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания.
Учитель. Прочитайте слова, написанные на доске.
Сегодня, быстро, низко.
Учитель. Выделите в них окончание.
В этих словах нет окончания.
Учитель. Какие это слова, ее в них нет окончания?
Это неизменяемые слова.
Учитель. Из чего состоят неизменяемые слова?
Неизменяемые слова состоят только из основы.
Учитель. Какое значение слова заключено в его основе?
В основе слова заключено его лексическое значение.
Учитель. Приведите примеры.
Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Что такое основа?
2. Из чего состоят неизменяемые слова?
3. Какое значение заключено в основе слова?
Прочитайте материал об основе слова в учебнике. Сравните его с нашим выводом. Расскажите еще раз все, что вы узнали об основе слова. Сопровождайте ответ своими примерами.
4. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
В м..лчании д...бро д...лжно тв...риться.
Д...бро по указу — не д...бро.
С добрым делом (не) ...п...здаешь.
Только после доброго труда наступает добрый отдых.
Учитель. Прочитайте внимательно пословицы. Скажите, какой смысл заложен в каждой.
Сформулируйте задание к пословицам, учитывая их смысл, тему сегодняшнего урока и особенности записи.
Надо написать пословицы, исключив последнюю, так как в первых трех пословицах речь идет о доброте как о качестве человека. В последней говорится о качестве труда и отдыха. В словах написанных пословиц надо выделить основу и вставить пропущенные буквы.
Учитель. Скажите, какую букву надо вставить в словах вместо многоточия.
Вместо многоточия надо вставить букву о.
Учитель. Какую орфограмму, обозначенную буквой о, можно выделить и почему?
Можно выделить первую о в слове опоздаешь, она здесь является приставкой. В остальных случаях буква о — проверяемая безударная гласная в корне.
Учитель. Докажите, что во всех случаях надо писать о, а не другую букву.
Приставку о пишем, потому что приставки а не бывает. К словам с проверяемой безударной гласной можно подобрать проверочные. К слову молчание — молча, к слову добро — добрый, к слову должно — должен, к слову твориться — творчество, к слову опоздаешь — поздно.
Учитель. Назовите основы сначала в изменяемых словах, затем — в неизменяемых.
Расскажите все, что вы знаете об основе.
Найдите в пословицах слово, в котором имеются все известные вам морфемы.
Опоздаешь.
Упражнение 2 (на карточках)
Сократ — мудрец, философ, великий защитник добра и правды. С пом...щ...ю искусных рассуждений Сократ д...казывал, существуют законы добра. Первый из них — добро и кр...сота связаны собой. мелкие недостатки: капри..., грубост..., себялюбие — делают нас некр...сивыми. А гнусные пороки: жестокост..., предательство, злоба н...кладывают на ч...л...веческое л...цо печать безобразия. Лица же благородных людей прекрасны. Значит, люди будут стремиться к добру ради его кр...соты.
Слова для справок: вечно, всегда, даже, что, между.
Учитель. Работая по теме урока, мы одновременно продолжаем разговор о доброте. С давних пор высоко ценилось это качество в людях. Давайте прочитаем, что думал по этому поводу великий философ Древней Греции Сократ. Прочитайте текст про себя. Сформулируйте к нему задание.
Надо написать текст, подобрав к нему заглавие и вставив вместо условных обозначений слова, которые состоят только из основы. При подборе пропущенных слов можно использовать слова для справок. Вместо многоточия нужно вставить пропущенные буквы.
Учитель. Непростое задание вы сформулировали. Предлагаю выполнять его постепенно. Прочитайте текст, вставьте в нужные места подходящие по смыслу слова, которые состоят из одной только основы.
Скажите, как можно озаглавить этот текст.
Добро неразрывно связано с красотой.
Учитель. Напишите этот текст вместе с заглавием. В предложениях, в которых речь идет о мелких недостатках или о пороках, добавьте хотя бы по одному названию качеств, которые вы не хотели бы иметь сами и не желали бы видеть у других людей.
Прочитайте ваши варианты текста.
Расскажите, какие буквы вы вставили вместо многоточий, сгруппировав их по орфограммам. Начните с тех орфограмм, с которыми вы работали в предыдущем упражнении.
Выделите основы в однокоренных словах.
5. Итог урока
Учитель. О какой части слова мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили сегодня об основе.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали об основе. Приведите примеры на тему «Доброта».
Ответы детей.
Дается задание на дом. Оценивается деятельность учеников на уроке.