Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс
Правописание парных звонких и глухих согласных
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
ненастный, аллея, медведь, вырубка, тростник, косьба.
Учитель. Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам.
В первую группу можно включить слова ненастный, тростник. В них имеется непроизносимый согласный т. Проверочные слова ненастен, тростиночка.
Ко второй группе можно отнести слово аллея. В нем удвоенная согласная л.
В третью группу можно включить слова медведь, вырубка, косьба. Это слова с парной согласной в корне.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Ориентируйтесь на орфограмму, с которой дано большее количество слов.
Большее количество слов дано на парную согласную в корне слова. Значит, теми сегодняшнего урока — «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте также запись на доске.
1) Вспомнить правило о
2) учиться находить... в ... и правильно...;
3) познакомиться с новым .
Цель урока: вспомнить правило о правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова; учиться находить слова с парной согласной в корне и правильно их писать; познакомиться с новым словарным словом.
3. Изучение нового материала
Учитель. Еще раз обратимся к словам с парной согласной в корне и напишем их столбиком.
медведь
вырубка
косьба
Учитель. Выделите в каждом слове корень и орфограмму.
Посмотрите на выделенную орфограмму первого и второго слов.
Скажите, какая буква в них пишется, а какой звук слышится?
В слове медведь пишется буква д, а слышится звук [т’]. В слове вырубка пишется буква б, а слышится звук [п].
Учитель. Что произошло с согласными — оглушение или озвончение?
С согласными произошло оглушение.
Учитель. Назовите парную согласную в третьем слове. Скажите, какое явление вы наблюдаете в нем.
В слове косьба пишется буква с, а слышится звук [з’]. Здесь произошло озвончение.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных?
Чтобы не ошибиться в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных, надо проверять их написании.
Учитель. Как проверить написание таких слов?
Надо подобрать проверочное слово, в котором после согласной стояла бы гласная.
Учитель. Подберите проверочные слова к написанным словам. Запишите их.
Учитель. Прочитайте правило о правописании парных согласных в корне слова в учебнике. Сравните ого с нашим выводом.
Материал прочитывается детьми. Правило несколько раз повторяется учащимися, приводятся примеры.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
1. При появлении ястреба весь птичий мир робко прячется в убежища. Ястреб — дерзкий хищник.
2. Птичий хор звучит особенно красиво во время пения дрозда. Дрозд — один из лучших пернатых певцов.
3. Перья рябчика сливаются с общим фоном леса. Рябчика трудно увидеть на дереве.
Учитель. Внимательно прочитайте пары предложений. Обратите внимание на схему. Сформулируйте свое задание.
В каждой паре одно предложение обозначает причину, а другое — следствие того, о чем в них говорится. Надо написать сначала предложение, которое обозначает причину, а затем, — следствие.
Учитель. Назовите слова, в которых произошло оглушение согласных. Объясните их написание.
В корне слова ястреб пишется буква б, а слышится звук [п]. Проверочное слово ястребы.
Учитель. Скажите, как пишутся согласные в корне слона, если происходит их оглушение или озвончение. Приведите примеры, которые не звучали на уроке.
Упражнение 2
Красив наряд леса, когда приходит осень. На деревьях появились разноцветные листья. С тонких веток осинки летят желтые листочки. Клен стоит в багряном свете. Осень, как хорошо ты поработала в лесу!
Справка: мягкий, искристый сне(г,к), ле(х,г)кий снежный пух, весь в снегу, моро(з,с).
Учитель. Продолжим разговор о лесе и о правописании парных согласных в корне слова. На каждом столе лежит карточка. На ней написаны текст и справка. Прочитайте их вслух. Найдите смысловое несоответствие между текстом и справкой и сформулируйте свое задание к этому упражнению.
В тексте говорится об осеннем лесе. В справке даны слова на тему «Зима». Чтобы убрать смысловое несоответствие, надо в тексте слова на тему «Осень» заменить словами на тему «Зима», используя те, которые даны в справке.
Учитель. Я добавлю еще одно задание. Слова, обозначающие название деревьев, замените на другие названия деревьев, которые соответствуют смыслу текста и теме урока. Работаем цепочкой.
Красив наряд леса, когда приходит зима.
На деревьях лежит мягкий искристый снег.
С тонких веток березки летит легкий снежный пух.
Дуб стоит весь в снегу.
Мороз, как хорошо ты поработал в лесу!
Учитель. Молодцы! Из вашей работы видно, что лес красив и осенью, и зимой. Найдите в новом тексте слова с сомнительной согласной в корне. Объясните их написание.
А теперь найдите в тексте слова, в которых имеются только звонкие согласные.
Зима, на.
Учитель. Назовите слова, в которых имеются только глухие согласные звуки.
Пух, стоит, с, как, ты.
Учитель. Расскажите еще раз правило о правописании парных звонких и глухих согласных в корне.
5. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке, тоже относится к теме «Лес», но оно связано не с его красотой, а пользой, приносимой человеку. Попытайтесь определить и назвать новое слово. Первая его часть обозначает место для отдыха с аллеями к цветниками. Вторая часть слова является окончанием глагола в форме третьего лица, единственного числа, первого спряжения. Какое это слово?
Это слово паркет. Первая его часть — парк. Это место отдыха с аллеями и цветниками. Вторая часть — ет. Это окончание глагола третьего лица, единственного числа, первого спряжения.
Учитель. Подберите более общее понятие к слову паркет.
Паркет — это настил на полу.
Паркет — это специальное покрытие на полу.
Учитель. Из какого материала и в виде чего сделано это покрытие?
Это покрытие сделано из дощечек в виде какого-либо рисунка.
Учитель. Скажите полностью, что такое паркет.
Паркет — это покрытие (настил ) на полу, сделанное из дощечек в виде какого-либо рисунка.
Учитель. Слово паркет пришло к нам из французского языка. Первоначально паркетом по Франции называл» небольшой парк. В XIV—XVII вв. паркетом стали называть огражденную часть зала с ковром на полу. Когда в XVII в. место ковра занял настил из брусков дерева, его также стали называть паркетом.
Пользуясь словарем, объясните написание слова паркет.
В слове паркет два слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная а.
Учитель. Обратите внимание на согласную в конце слова. Слышится и пишется буква т.
Учитель прикрепляет на доску карточку со словом паркет. Рядом пишет слова вяз, дуб, граб.
Учитель. Прочитайте слова и скажите, в какой смысловой связи они могут находиться со словом паркет. При ответе предложение составьте так, чтобы оно соответствовало теме урока.
Для изготовления паркета используются дуб, граб, вяз.
Учитель. Напишите предложения. Объясните написание слов с сомнительной согласной в корне.
6. Итог урока
Учитель. О какой орфограмме мы говорили сегодня на уроке?
Мы говорили о правописании слов с сомнительной согласной.
Учитель. Какие процессы могут происходить с этими согласными?
Эти согласные могут оглушаться или озвончаться.
Учитель, Что надо сделать, когда происходит оглушение или озвончение согласных?
Когда происходит оглушение или озвончение согласных, слова надо проверять. Для этого слово надо изменить так, чтобы после согласной стояла гласная.
Ответы детей.
Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.