Русский язык 3 класс - разработки уроков
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК, -ИК
Цель: формировать представления о правописании суффиксов -ик, -ек.
Ход урока
I. Чистописание.
килограмм кириллица
У страха глаза велики.
– Объясните смысл пословицы.
– Выделите главные члены предложения.
II. Формирование новых умений и понятий.
1. Запись на доске:
день – дня
пень – пня
морозец – морозца
– Какая закономерность наблюдается в предложенных примерах?
Наблюдение и самостоятельная формулировка правила. (Упр. 106.)
– У буквы «Е» наблюдается склонность к непостоянству. Буква «И» отличается завидным постоянством.
Сравните: ключик – ключика, горошина – горошинка. Рассмотрите таблицу к упражнению 107.
– Как ведет себя гласный [и] при изменении слова во множественном и единственном числе?
– Что происходит с гласным [е]? Сделайте вывод о том, когда пишется -ик (-ек) в словах.
2. Уточнение сформулированных выводов по учебнику на с. 133.
3. Выполнение упражнений на применение знаний. (Упр. 109.)
Физкультминутка
III. Закрепление.
1. Комментированная запись с проговариванием орфограмм. (Упр. 104.)
2. Объедините слова в группы с одинаковым суффиксом.
Запись на доске:
Снежинка, изюминка, осинка, корзинка, соломинка.
3. Самостоятельная работа. (Упр. 110.)
– Объясните правописание слов с суффиксами -ик, -ек.
IV. Итог урока.
– Что обозначает выражение «беглая гласная»?
– Объясните, как определить какую гласную, е или и, писать в суффиксе существительных.
Домашнее задание. Повторить словарные слова.