Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цели: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ; работать над развитием орфографической зоркости.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(Письмо под диктовку.)
Класс, суббота, Россия, русский.
— Проверьте написание этих слов по орфографическому словарю в конце учебника.
— Что общего у этих слов?
— Подчеркните удвоенную согласную.
— Как переносятся такие слова? Какое из слов нельзя перенести?
2. Орфографическая минутка
— Продолжите правило: “ЖИ—ШИ пиши с буквой...” (Я.)
— Запишите под диктовку:
В поле травы хороши,
А на речке камыши.
— Продолжите правило: “Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой...” (А.)
— Запишите под диктовку:
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча.
— Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой... (У.)
— Запишите под диктовку:
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Березовая роща, свищут соловьи, пищат птенцы, душистые ландыши.
— Составьте небольшой текст с данными словами.
— Какие правила вам надо применять при написании слов в этих предложениях?
— Сегодня мы будем учиться грамотно писать слова с данными орфограммами.
IV. Работа по теме урока
Упр. 22 (с. 14).
— Что обозначает условный значок рядом с текстом упражнения?
— Чем мы будем заниматься на уроке?
— Составьте первое предложение. Какие орфограммы пропущены?
(Аналогично проводится работа с остальными предложениями.)
— Можно ли назвать данные предложения текстом?
— Какова тема текста?
— Придумайте заголовок.
(Предложения записывают с комментированием.)
V. Физкультминутка
Шел козел по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, занятье продолжаем.
VI. Продолжение работы по теме урока
Упр. 23 (с. 14).
(Самостоятельная работа. Дополнительное задание: объединить слова-отгадки в две группы.)
— Прочитайте слова с изученными буквосочетаниями.
— Какое словарное слово встретилось в тексте?
— Какую орфограмму надо запомнить в этом слове?
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (с. 15). Задание 1, 2 — фронтальная проверка, задание 3 — индивидуальная проверка у доски.
Также можно использовать КИМы (тест 4, с. 20).)
VIII. Подведение итогов урока
— Чему учились сегодня на уроке?
— Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?
— Как пригодились вам эти знания при составлении текстов?
— Кому было трудно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
Домашнее задание
Выполнить упр. 21 (с. 14).