Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.
1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)
2) Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-красную окраску. Про него люди сочинили поговорку “Дрожит как... лист”. (Осина.)
3) Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это помидор, а по-индейски — ... (томат).
4) Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)
2. Орфографическая минутка
(Графический диктант.)
— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.
Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
III. Самоопределение к деятельности
— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч’], [Ш], [Щ’]? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
— Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч’], [Щ’])
— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)
— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ*.
— Соедините эти буквы на доске в “пары дружбы”.
(На доске запись.)
— Определите тему сегодняшнего урока.
— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.
IV. Работа по теме урока
Упр. 11 (с. 10).
(Выполнение с комментированием.)
— Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)
— Назовите безударную гласную в этом слове.
Упр. 12 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 13 (с. 10).
(Устное выполнение.)
Упр. 11 (с. 10).
(Работа в парах.)
V. Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 11.
— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
Упр. 14 (с. 11).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)
VII. Рефлексия
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.
“!” — молодец, ты все написал правильно.
“+” — хорошо, но еще немного ошибаешься.
“—” — тебе нужна помощь учителя.
(Также можно использовать КИМы (с. 43).)
VIII. Подведение итогов урока
— С какими орфограммами познакомились на уроке?
— Что должны помнить о написании этой орфограммы?
— Все ли вам было понятно?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Что не получилось?
— Где допустили ошибки?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 15 (с. 11).
* Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.