Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое текст - ТЕКСТ
Цели: повторить признаки текста; научить детей определять тему текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Оборудование: рисунки с изображением птиц (сорока, ворона, воробей, синица).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Сейчас мы с вами поиграем в игру “Молчанка”.
(Учитель молча показывает рисунки с изображением птиц, дети записывают слова: воробей, сорока, ворона, синица.)
— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую мы запоминали.
— А теперь новое задание. Соедините названия птиц и звуки, которые эти птицы издают.
(На доске запись.)
Воробей свистит.
Сорока каркает.
Ворона стрекочет.
Синица чирикает.
— Запишите полученные пары. Прочитайте, что у вас получилось. (Воробей чирикает. Сорока стрекочет. Ворона каркает. Синица свистит.)
— Что вы записали? (Предложения.)
— Докажите. (Можно сказать, о ком говорится в предложении и что говорится о нем.)
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите о любой из этих птиц.
(Отвечают 2—3 учащихся.)
— Что вы составили? (Рассказ.)
— Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы.
ЗВТРЕЛКМСЖТЗ
Итак, тема нашего урока — текст.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 15.
— Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник нас. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст?)
Упр. 12 (с. 16).
— Прочитайте.
— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение. (1 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.)
— Прочитайте текст и назовите его тему. (Как выглядят свиристели.)
— Озаглавьте текст. (“Свиристели”. “Стайка на ветвях рябины”.)
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
— Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.
(Проверка — обмен тетрадями.)
“!” — молодец, внимательно и аккуратно списал.
“+” — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная.
“—” — у тебя не получилось списать без ошибок.
— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
V. Физкультминутка
(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)
Это — правая рука,
Это — левая рука.
Справа — шумная дубрава,
Слева — быстрая река.
Справа — роща протянулась,
Слева — чей-то огород...
А когда я обернулась,
(Повернуться.)
Стало все наоборот.
Слева стала вдруг дубрава,
Справа — быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?
С. Долженко
VI. Закрепление изученного материала
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13.
Упр. 13 (с. 17).
— Прочитайте.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.)
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)
— Придумайте заголовок к тексту. (“Два петушка”.)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило на с. 18.
VII. Рефлексия
Упр. 14 (с. 18).
— Прочитайте задание. Скажите, как будете выполнять упражнение. (Прочитаем текст, выберем только те предложения, которые могут составлять текст.)
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и имеющих общую тему.)
— Поднимите руку те, кто сам может выполнить задание. Приступайте к выполнению задания.
(Остальным детям учитель дает карточку-подсказку: “Тема текста — ласточки и стриж”.)
— Кто теперь сможет выполнить задание? Приступайте к выполнению задания.
— Кто не может выполнить задание? (Учитель помогает индивидуально.)
(Фронтальная проверка. Дети читают получившийся текст.) (Дополнительное задание для учеников, которые составили текст раньше других: придумать заголовок к тексту.)
— Оцените свою работу.
“!” — молодец, выполнил все верно.
“+” — хорошо, ошибся совсем немного.
“—” — с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
Домашнее задание
Необходимый уровень. Списать оставшиеся предложения из упр. 14 (с. 18).
Программный уровень. Списать первое предложение из упр. 14 (с. 18). Написать еще 2 предложения, чтобы получился текст.