Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Наши проекты. И в шутку и всерьез - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цели: заинтересовать детей темой проекта; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Работа по теме урока
Сегодня мы работаем над проектом.
— Откройте учебник на с. 119 и прочитайте, как называется проект. (Ив шутку и всерьез.)
— Что необычного заметили в словах в шутку и всерьез? (Это слова с противоположными значениями.)
— Как называют такие слова? (Антонимы.)
— Цель проекта вы определите после выполнения предложенных заданий.
— Что нужно сделать в первом задании? (Расположить слова в порядке увеличения числа согласных звуков.)
— Выполните задание. (Она, паук, ягода, стриж, мандарин.)
— Почему задание выполнили не все правильно? (Не обратили внимание на разницу между звуками и буквами. Забыли, что буква Я обозначает в начале слова два звука [ИА].)
— Чем задание интересно? (Нужно внимательно читать, применять полученные знания.)
— Что нужно сделать во втором задании? (Сказать, какой согласный звук есть во всех словах.)
— Можно ли, посмотрев на слова, сразу сказать, где одинаковые звуки? (Нет. Нужно вспомнить, что буквы Ю и Я обозначают в начале слова и после гласных слоги [ЙУ] и [ЙЛ]. Тогда ответ: [Й].)
— Что помогло вам решить задачу? (Знания о гласных Е, Ё, Ю, Я.)
— Разгадайте первую строчку известной песенки в задании 3.
— Легко ли вам было разгадать? (Да, по согласным буквам можно разгадать слово.)
— Прочитайте предложение в задании 4. Что за нелепица написана? (В одно из слов вкралась ошибка, получилось другое слово, и изменился смысл предложения.)
— Как исправить ошибку? (Вместо козел нужно написать костер.)
— Прочитайте задание 5. Назовите слово-отгадку. (Экспресс.)
— На какое правило это слово? (Удвоенные согласные в слове.)
— Сделайте вывод: почему проект называется “И в шутку и всерьез”? (Предложены шуточные, развлекательные задания, но нужны серьезные знания для их выполнения.)
IV. Физкультминутка
Мы покажем букву А,
(Улыбнулись все сперва!)
Ноги в стороны прыжком,
(Ноги на ширине плеч.)
Руки кверху шалашом...
(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)
Перед нами буква А.
Раз — присели, встали — два!
(Два приседания.)
V. Продолжение работы по теме урока
— Определите цель проекта. (Собрать занимательный материал и придумать задания, для выполнения которых нужны знания по русскому языку.)
— Какие занимательные задания вам встретились на уроке? (Пословицы, скороговорки, загадки, шарады, анаграммы.)
— Где можно использовать этот материал? (На уроке, при проведении викторин, для стенгазеты.)
— Как лучше работать над проектом — одному или в группах?
— Разделитесь на группы, пары. Желающие могут работать индивидуально.
— Подумайте, какой проект вы выполните? (Газета, интеллектуальная игра, викторина.)
— Наметьте план работы, распределите обязанности.
Примечание для учителя. Проекты можно включать в урок как этап. Можно использовать на внеклассных мероприятиях. После того как все проекты будут представлены, подвести итог: отметить находки, обратить внимание на ошибки при работе над проектом. Оценить работу.
VI. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Заинтересовала ли вас тема проекта?
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить с ним.